Слайд 1
1. Как мы знаем, ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми.
Развитие речи — процесс сложный и творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Потому что художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Ознакомление детей с художественной литературой помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.
Слайд 2
2. На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Проблема обусловлена рядом причин:
— приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;
— нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;
— становление связной речи у детей.
Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Родители всё меньше читают детям книги. Все дальше на задний план уходит интерес детей к художественной литературе.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Слайд 3
3. На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Потому что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.
Поэтому перед педагогами стоят следующие задачи:
- заинтересовать дошкольников,
- побудить в них интерес к литературным произведениям,
-привить любовь к художественному слову,
-воспитать уважение книге.
Слайд 4
4. Для успешного проведения работы по ознакомлению дошкольников с ХЛ педагог должен:
- владеть техникой чтения и рассказывания (чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусств).
- ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям.
Слайд 5
5. Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам:
-целенаправленности;
- индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал);
-последовательности;
- наглядности;
- доступности (возраст, уровень подготовки детей, нравственности, интегрированного подхода)
-прочности (закрепление материала).
Слайд 6
6.Целью ознакомления дошкольников с художественной литературой (по определению С. Я. Маршака) является формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Слайд 7
7.С этой цели вытекают задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
3.Воспитывать литературно-художественный вкус,способность понимать и чувствовать настроение произведения.
4.Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Слайд 8
8.Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передач текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Слайд 9
9.Методы и приёмы ознакомления детей с литературой
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения.
Словесный метод:
Приемы: -Чтение произведений
-Вопросы к детям по содержанию произведений
- Пересказ произведения
- Заучивание наизусть
- Выразительное чтение
- Беседа по произведению
Чтению детям может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр имя автора.
- Прослушивание грамзаписи
- Объяснение незнакомых слов
Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста ,характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: -подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов(избушка лубяная - деревянная, горница - комната); -употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой ("течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку" – при рассматривании козы на картинке); -вопрос к детям о значении слова и др.
Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия "столбовая дворянка", "соболья душегрейка", "пряник печатный",так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.
- Повторное чтение
Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.
- Творческие задания
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
Слайд 10
10. Практический метод:
Приемы: - Элементы инсценировки
- Игры-драматизации
- Дидактические игры
- Театрализованные игры
- Использование разных видов театра
Дети могут быть и зрителями и исполнителями.
- Игровая деятельность
Практический метод является более эффективным, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Слайд 11
11. Наглядный метод:
Приемы: - Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип показа иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой сначала необходимо прочесть детям текст. Затем рассмотреть с ними иллюстрации, которые следуют за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, а звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
- Элементы инсценировки
Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста.
-Движение пальцами
-Схемы
-Алгоритмы
-Просмотр видеофильмов, диафильмов
-Оформление выставки
Слайд 12
12.Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:
- чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях;
- использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Слайд 13
13.Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.
Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте.
Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.
Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.
Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.
Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.
Используя веселую книгу в воспитании у детей чувства юмора, необходимо постепенно усложнять знакомство с комическим содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где комические ситуации ярко выражены: в основе их лежат динамика действия, одушевление предметов («Федорино горе» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к более сложным произведениям, содержащим комизм, основанный на нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных качеств персонажа («Раз, два, три» С. Михалкова, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова). Для раскрытия их комического содержания от детей требуется больше умственных усилий.
В веселом комическом рассказе должен быть сюжет, доступный и интересный ребенку. Важно, чтобы в художественной форме ребенок получил образ, запомнившийся ему. Стихи с их ритмом, рифмой и звучностью делают веселый рассказ еще более привлекательным для дошкольника.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
Для чтения можно объединять по тематическому принципу два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, другое – новым. Так, по теме «дружба» хорошо сочетать басню Л. Н. Толстого «Два товарища» и рассказ В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении к окружающим можно рекомендовать книги В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка»,«Печенье»; С. В, Михалкова «Одна рифма»; русскую народную сказку «Морозко» в обработке А. Толстого; Л. Воронковой «Подружки идут в школу» и др.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций известного художника;
· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика -усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки "Три медведя" сопровождается показом игрушек и действий с ними);
· настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке "Репка");
· кукольный и теневой театр, фланелеграф;
· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
Слайд 14
14.Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.
В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель -обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.
Вступительная часть
( подготовка детей к восприятию произведения )
· показ обложки, картинки;
· напоминание аналогичного сюжета;
· короткая вступительная беседа;
· В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
· использование малых жанров фольклора;
· припоминание знакомых произведений данного автора;
· показ предметной наглядности;
· элементы инсценирования, создание игровых ситуаций;
· постановка проблемного вопроса;
· объяснение непонятных слов.
Слайд 15
15.Во второй части проводится:
· Чтение художественного произведения;
Выразительное чтение, самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает понижения или повышения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза
· Беседа с детьми по содержанию о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности, которая направлена на:
— понимание основного смысла произведения;
— воспроизведение содержания произведения;
Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.
Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).
· Вопросы:
— позволяют узнать эмоциональное отношение детей к герою, понять его настроение и эмоциональное состояние;
— обращают внимание на мотив поступка, внешний облик, портрет героя, на сравнение героев, их поведения, характера со знакомыми детям явлениями действительности;
— позволяют ввести дошкольников в ситуацию, которая сложилась в произведении, сделать их участниками событий;
— побуждают вспомнить, кто написал произведение;
— обращают внимание на речевые средства и особенности жанра.
Вопросы можно условно классифицировать так (1): позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).
Слайд 16
16.Заключительная часть — возвращение непосредственно к тексту (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).И рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Слайд 17
17. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией
«... наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».
К. Чуковский
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.
Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».
Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.
Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И.Котовой.)
Слайд 18
18. В младшем возрасте задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них, обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму).
Слайд 19
19. В среднем возрасте задача воспитателя – обращать внимание на средства выразительности в иллюстрациях, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему, отражает характер героя. Особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, передачи суточных и сезонных изменений в природе.
Слайд 20
20. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое), на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка.
Слайд 21
Использование художественной литературы вне занятий Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.
• В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления
• Педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений
• Самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
Слайд 22
Активная деятельность педагога заключается в:
• Чтении и рассказывании детям произведений художественной литературы ( произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки, пословицы, загадки и т.д.)
• Организации зрелищ и развлечений ( инсценировки, литературные утренники, показ диафильмов и т.д.)
Слайд 23
При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:
- выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой (воспитание положительного эстетического отношения к произведению; умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов; воспитание художественного вкуса);
- всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.
Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.
Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием"сгущенности чтения" литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.
Слайд 24
Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка, и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща).
В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.
Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.
Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и к волшебным сказкам. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова, "Золотой ключик" А.Толстого и др.
М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10-15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин.
Слайд 25
В повседневной жизни воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами.
Например, стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил" Во время умывания воспитатель читает стихи:
"Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок".
Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.
Слайд 26 "Использование загадок"
Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем загадки вводят обычно в старших группах.
Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Слайд 27 "Использование пословиц и поговорок"
В педагогической литературе достаточно подробно освещен вопрос об использовании пословиц и поговорок в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего надо сказать об умелом отборе пословиц и поговорок: с учетом их доступности детям по содержанию и языку.
Пословицу не следует заучивать с детьми, нужно неоднократно употреблять ее к месту. Не стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть её образность, меткость.
Слайд 28 "Использование считалок"
Чтобы выбрать ведущего для подвижной игры, разрешить какой-либо спор детей, воспитатель может прибегнуть к считалке. Дети должны знать несколько народных или авторских считалок. Игровой зачин служит самоорганизации детей, помогает становлению поэтического слуха, является прекрасной традицией. Нужно стремиться к тому, чтобы дети усвоили и полюбили именно песенно-ритмическую сторону народных игр, использовали по своему желанию игровые зачины.
Слайд 29 "Развлечения"
Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям.
Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Слайд 30 "Концерты"
Дети 6-летнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Им желательно поручать роль организаторов и ведущих. Дети сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10-15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов, пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр.
Слайд 31 "Показ диафильмов"
Важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя.
Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса, повторный показ в сочетании с детским рассказом. В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре.
Слайд 32 "Самостоятельная художественно – речевая деятельность"
В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях.
Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими. В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр.
Слайд 33 "Книжный уголок"
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Слайд 34
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
• Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
• В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин. расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
• Обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени.
-Целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
• Эстетичность и функциональность предназначения.
• Учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками и взрослыми.
Слайд 35
Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников:
-доступность; -художественность; -разнообразие; -постепенность усложнения; -учет национальных и культурных особенностей произведений; -учет читательских предпочтений дошкольников; -сюжетная занимательность; -простота и ясность композиции; -близость содержания опыту ребенка.
Слайд 36 В младшей группе
• Воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там.
• Сообщает правила, которые нужно соблюдать, заходя в уголок книги (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Слайд 37 В младшей группе
Уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку. В книжном уголке должны быть 3 — 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями — книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто и др.
Слайд 38 В средней группе
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка.
Слайд 39 В средней группе
Уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4—5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.
Слайд 40 В группах старшего возраста
Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания.
Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.
Слайд 41 В группах старшего возраста
В старшей и подготовительной группах содержание становиться более разносторонним. Количество книг увеличивается до 8-10. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде(обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: "Почему говорят, что книга - друг человека?" Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
Слайд 42 " Детская выставка"
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с "книжкиной неделей", с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку "Наши любимые книги и картины". В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители.
Слайд 43 "Требования к детской выставке"
Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.).
Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками - иллюстраторами детской книги.
В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности.
Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника.
Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения.
Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Слайд 44
Таким образом, рассмотрев методы и работы ознакомления детей с художественной литературой, мы можем сказать, что у воспитателя много возможностей как на занятиях, так и в повседневной жизни сделать так, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.
Не само по себе чтение
влияет,
а переживание ребёнка в процессе чтения влияет на его развитие.
Л.Выготский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.