Выступление
Королькова А.В. 2020 год.
Качество образования в контексте международных исследований образовательных достижений обучающихся
На сегодняшний день одним из важных направлений является развитие международной связи с ведущими международными организациями в области оценки качества образования.
В целях участия в международных исследованиях TIMSS и PISA по оценке качества образования, МОН РК заключены международные соглашения с такими организациями как Международная Ассоциация по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) и Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD).
Международное исследование TIMSS, проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). IEA – весьма важное звено в международном образовательном сообществе с уникальной сетью, объединяющей ученых, исследователей и политиков в совместной работе по подготовке и проведению исследований качества образовательных достижений во всем мире.
Результаты исследований IEA представляют не только академическую и практическую ценность, но и, что еще более важно, продемонстрировали обоснованность проведения широкомасштабных и кросс-национальных исследований
Международные методы, разработанные в рамках программы PISA, сосредоточены на оценке навыков чтения, счета и научного анализа. Проект PISA направлен на исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста, где оценивается функциональная грамотность подростков в области естественных наук, математики и чтения, их готовность к самостоятельной жизни в обществе.
Международные исследования TIMSS и PISA сосредоточены на нескольких ключевых областях, создающих наибольшие перспективы для трансформации систем образования и оценки знаний. Участие в этих исследованиях позволит Казахстану разработать методологии и новейшие технологии обучения, создавая эффективную обучающую среду и формируя воспроизводимые методы обучения и оценок с помощью информационных и коммуникационных технологий, стимулирующих развитие навыков, необходимых ученикам для успешной работы
Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично - один раз в четыре года. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Исследование циклично и проходит раз в три года.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично - один раз в пять лет.
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
2. Чтение с целью освоения и использования информации.
Причины невысоких результатов
– непривычная форма тестирования (в процессе обучения учащиеся практически не встречаются с заданиями междисциплинарного характера);
– неумение работать с текстами делового стиля (объявлениями, расписаниями авиарейсов, анкетами для приема на работу и др.), с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и карты;
– недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в школе (казахстанских учащихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, выдать собственную точку зрения ).
Рекомендации:
1. Использовать при подготовке к урокам имеющиеся электронные и печатные материалы международных исследований (тесты, тексты заданий, рабочие тетради).
2. Каждому педагогу заниматься самообразованием по вопросам международных исследований.
3. Обмениваться опытом по рациональному использованию тестовых заданий и системе подготовки учащихся.
4. Разбирать тестовые задания по предметам на заседании методических комиссий.
5. Проводить пробное тестирование учащихся по заданиям международных исследований.
6. Сформировать базы тестовых заданий (9-10 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.