Доклад «Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ на уроках «Окружающий природный мир»

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр прир мир.docx

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ на уроках «Окружающий природный мир»

Цель: рассмотреть роль коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ на уроках «Окружающий природный мир»

                       «Дефект присущ не ребенку, а социальным условиям,                           которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются».

                                                                                                        Л.С. Выготский                                  

Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.

Требования к коррекционно- развивающей среде:

·        Трансформируемость-возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации.

·        Доступность

·        Безопасность- соответствие всех  элементов среды требованиям по обеспечению надежности  и качества

К основным базовым компонентам коррекционно-развивающей среды относятся:

- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- игры и игрушки;

- коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;

- игры - театрализации;

- дидактические пособия.

На уроках «Окружающий природный мир» изучаются представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережном отношении к природе.

Основными задачами  программы «Окружающий природный мир» являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено

следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.

На уроках мы используем:

- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, макеты, иллюстрации);

- схемы и алгоритмы действий;

- модели последовательности рассказывания, описания

- модели сказок

Специфика работы по программе «Окружающий природный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе школы, в парке, в местах общего пользования. Ребенок наблюдает за природой, деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Театральная деятельность «В гостях у сказки» на уроках позволяет формировать опыт соц. навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка всегда имеет социально-нравственную направленность (доброта, смелость, умение выйти из сложных ситуаций..) Театрализация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественной литературы.

На уроках ребятам очень интересны виртуальные   «волшебные» экскурсии, викторины и конкурсы.

Необходимо всю работу на уроках проводить, опираясь   на жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.

Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с интеллектуальными отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также