Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ на уроках «Окружающий природный мир»
Цель: рассмотреть роль коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ на уроках «Окружающий природный мир»
«Дефект присущ не ребенку, а социальным условиям, которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются».
Л.С. Выготский
Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.
Требования к коррекционно- развивающей среде:
· Трансформируемость-возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации.
· Доступность
· Безопасность- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и качества
К основным базовым компонентам коррекционно-развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;
- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
- игры и игрушки;
- коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;
- игры - театрализации;
- дидактические пособия.
На уроках «Окружающий природный мир» изучаются представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережном отношении к природе.
Основными задачами программы «Окружающий природный мир» являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено
следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.
На уроках мы используем:
- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, макеты, иллюстрации);
- схемы и алгоритмы действий;
- модели последовательности рассказывания, описания
- модели сказок
Специфика работы по программе «Окружающий природный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе школы, в парке, в местах общего пользования. Ребенок наблюдает за природой, деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Театральная деятельность «В гостях у сказки» на уроках позволяет формировать опыт соц. навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка всегда имеет социально-нравственную направленность (доброта, смелость, умение выйти из сложных ситуаций..) Театрализация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественной литературы.
На уроках ребятам очень интересны виртуальные «волшебные» экскурсии, викторины и конкурсы.
Необходимо всю работу на уроках проводить, опираясь на жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с интеллектуальными отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.