Доклад
«Методы мотивации в воспитательной работе»
Работу выполнил
Воспитатель Смирнова Н.А.
Н. Новгород 2019-2020 учебный год
Воспитательная работа- специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
В соответствии с ФГОС основная педагогическая цель- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания:
1. Формирование способности к духовному развитию.
2. Формирование основ нравственного самосознания личности.
3. Формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств.
4. Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
5. Развитие трудолюбия , способности преодолевать трудности.
Для достижения поставленных задач в воспитательной работе используются методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные. Очень важно внешнее побуждение обучающегося к активной деятельности.
Стимулирование - это фактор деятельности воспитателя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности воспитателя и обучающихся: стимулов воспитателя и изменение мотивации обучающихся. Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления воспитательной деятельности.
Рассмотрим первую групп -эмоциональные методы. В своей воспитательной работе использую все представленные методы: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью. Эмоциональные методы вызывают эмоциональный отклик в душе воспитанника и интерес к предлагаемой деятельности.
Следующая группа -познавательные методы. Они очень важны чтобы вызвать познавательный интерес у воспитанника, вовлечь его в совместную воспитательную деятельность. Иногда педагог рассказывает, показывает обучающимся, но вся эта информация для некоторых обучающихся незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти обучающиеся включились в работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления для этого в своей работе использую почти все методы из этой группы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация (парная и групповая работа) Не всегда использую метод создание проблемной ситуации.
Волевые методы: предъявление требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности. Эти методы необходимы в арсенале воспитателя для формирования нравственного самосознания личности – осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В своей работе, чаще всего , использую методы данной группы при планировании совместной деятельности, подведении итогов, при обсуждении поведения обучающихся.
Разбирая следующую группу методов можно сказать что в соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание в школе-интернате должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие детьми ценностей. Большую роль в формировании мотивов играют различные формы групповой и коллективной деятельности. Поэтому в своей работе использую все методы группы социальные: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.
Делаю вывод: методы мотивации позволяют более всесторонне и шире рассматривать цели и задачи ФГОС и оказывать более глубокое воспитательное воздействие на обучающегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.