Знакомство младших школьников с профессиями
«Я - в профессии».
Бежит неутомимо время,
Проходит жизнь, как тень от облаков.
Дороже всех наград и премий
Слова любви моих воспитанников.
Они идут у них от сердца,
О чистом чувстве говоря …
Они со мной – и сразу верится,
Что жизнь – то прожита не зря!
В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира
Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности.
Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.
Цель профориентации в начальной школе :
Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем же, чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается и приносит радость другим.
В работе по профориентации я использую самые разнообразные формы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, викторины, создание альбома «Все работы хороши, выбирай себе на вкус»,сюжетно-ролевые игры и другие виды работы.
Одной из форм занятий являются экскурсии, которые дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. В один из теплых сентябрьских дней для наших воспитанников была организована экскурсия по городу, где дети знакомились с профессией работника музея – гидом.
Уже дважды дети посетили «Импульс», где с любовью для них была организована встреча с культработниками (кукловодами). Наши воспитанники с интересом слушали рассказ об их работе, с восторгом смотрели представление и сами были в роли артистов.
Во вторую половину дня дети с удовольствием занимались раскрасками на тему «Все профессии нужны, все профессии важны». После завершения работы каждый рассказал, человек какой профессии изображен на его рисунке и чем конкретно занимается.
Воспитанникам очень нравится отгадывать загадки о профессиях, решать кроссворды. А с каким желанием они принимают участие в сюжетно – ролевых играх. Всем хочется быть в главных ролях. Любимые игры «Больница», «Парикмахерская», «Магазин». Я объясняю детям, что выбрать себе профессию по душе, чтобы она приносила радость и удовольствие – дело непростое. Но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.
Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдёте какое – то хобби, увлечение, то ваша жизнь станет ярче, разнообразнее и содержательнее.
Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии, прочитав стихотворение и вставляя пропущенные слова.
Желающим выдаются тексты четверостиший стихотворения. Ребята по очереди читают, вставляя пропущенные слова.
У каждого дела запах особый,
В булочной пахнет тестом и … (сдобой),
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей … (доской).
Пахнет маляр скипидаром и …(краской),
Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).
Куртка шофёра пахнет … (бензином).
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - … (лекарством) приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).
Рыбой и морем пахнет … (рыбак).
Только безделье не пахнет никак.
Далее ребятам предлагается поэтическая игра «Буриме»
Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.
Дети сочиняют стихи
Рифмы:
светофор – шофёр |
взор – прокурор
|
сыр - кассир |
помощник – сапожник
|
пример – офицер |
самолёт - пилот |
океан – капитан
|
ночи – рабочий
|
принцесса стюардесса |
коварный – пожарный |
огурцы – продавцы
|
талант - музыкант |
зритель – укротитель |
свист – тракторист
|
лист - журналист |
крыжовник – садовник
|
с зерном - агроном |
житель - строитель |
голосист - машинист |
хор - дирижёр |
молодец - певец |
Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдёте какое – то хобби, увлечение, то ваша жизнь станет ярче,
разнообразнее и содержательнее.
Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»
Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но…
Говорит, что все на свете
Знает он давным – давно.
Как – то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
САНИТАР, - спросила Ната,-
Это кто ещё такой?
А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.
СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…
- Погодите, - крикнул Вова,-
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья!
Вам на всё отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР – на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Всё идёт ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьём он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесёт,
К телефону позовёт.
Вот в машину МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук – тук – тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идёт:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.
Кровь вливается больному …
Он уже здоров – и дома.
А ПЕЧНИК печёт печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно- о -го сделал!
Почему же? В чём тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему …
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!
В заключение занятия детям предлагается придумать забавные истории о том, что бы случилось, если бы какую – нибудь работу выполняли люди совершенно другой профессии
Что случилось бы, если:
Все работы хороши, выбирай, что нравится,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.