Электроэнергетика России
Оценка 5

Электроэнергетика России

Оценка 5
docx
09.12.2021
Электроэнергетика России
Урок в 9 классе по теме _Электроэнергетика России_.docx

Урок географии в 9-м классе. Тема: "Электроэнергетика России".

Цели урока.

  1. Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.
  2. Познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением,
  3. Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
  4. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.
  5. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Оборудование: карта России, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

 1.Организационный момент.

Учитель:  Всем, всем добрый день.  Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.

А еще чтобы у вас сегодня всё получилось, давайте друг другу пожелаем удачи. ( Желаю удачи на уроке)

Учитель: На предыдущем уроке мы начали изучение темы …? Топливно-энергетический комплекс, сокращенно … ТЭК.

Учитель: Какие части можно выделить у этого комплекса? …Топливную промышленность и электроэнергетику.

Учитель: С какой из них мы уже познакомились? Топливная промышленность.

Учитель: А сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему.

2.Контроль знаний

1) Проверка домашнего задания (10-15 минут)

 Групповая  работа. Каждая группа вытягивает карточку и отвечает на вопрос?

 Карточка №1

1 – Печорский, 2 – Кузнецкий, 3 – Иркутский, 4 – Донецкий, 5 – Подмосковный, 6 – Тунгусский, 7 – Канско-Ачинский, 8 – Ленский.

Карточка №2

I – Западно-Сибирский, II – Волго-Уральский, III – Тимано-Печорский, IV – Северо-Кавказский, V – Восточно-Сибирский, VI – Тихоокеанский.

Карточка №2

1.Назовите угольный бассейн, расположенный на территории двух стран: России и Украины (Донбасс)

2.Она в сыром виде почти не используется, но именно в таком виде транспортируется (нефть)

3. По добычи нефти Россия занимает ….место в мире

4Как называется крупнейшая система нефтепроводов не только в России, но и во всем мире (Дружба)

5.6.По добычи газа Россия занимает … место в мире

6.91% газа добывается в …

7.Поселок, давший название  газовому месторождению, крупнейшему в Росси и третьему в мире по запасам газа (Уренгой)

8.Искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля (террикон)

9.Горнодобывающее предприятие, осуществляющее добычу угля  (шахта)

10.Главный бассейн России по добыче угля (Кузбасс).

Тест: «Угольная промышленность».

1.Самые крупные запасы угля имеет бассейн:

а) Кузнецкий, б) Печорский, в) Тунгусский, г) Донецкий.

2. Первое место в России по добыче угля занимают бассейны:

а) Кузнецкий, б) Печорский, в) Южно-Якутский.

3. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле Кузнецкого) в бассейне:

а) Печорский, б) Донецкий, в) Канско-Ачинский.

4.Самый дешевый способ добычи угля: а) подземный, б) открытый,

в) фонтанный, г) насосный.

5. Только подземным способом уголь добывается в бассейне: а) Кузнецком, б) Печорском, в) Канско-Ачинском.

6.Бурые угли добываются в бассейне: а) Донецком, б) Канско-Ачинском,

в) Кузнецком.

7. Добыча угля в 90-х годах: а) возросла, б) упала.

8.Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию:

а) Тунгусского, б) Южно-Якутского, в) Канско-Ачинского.

Ответы: 1-в, 2-а,3-в, 4-б, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б.

3. Изучение нового материала.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Про бедную Золушку сказку читаю

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справится девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать.

Но где пылесос, чтоб ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо ещё приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую фею.

В роли  добрый феи что  только может придти на помощь ( электричество)

3.Новая тема

Учитель: Можно ли представить нашу жизнь без электричества? Она нужна не только для освещения, но и для работы всех предприятий, недаром электроэнергию называют «хлебом» промышленности .

Учитель: А как называется отрасль, которая производит электроэнергию? …Электроэнергетика. Итак, тема нашего урока: «Электроэнергетика России».

Запись темы урока в тетрадь. Работа с текстом учебника на стр.26. Что такое электроэнергетика

Электроэнергетика - это часть топливно-энергетического комплекса, которая занимается производством электрической энергии и передачей её потребителю.

Учитель: Какое место в мире занимает Россия по производству эл/энергии в год? Работа с рисунком  13 на стр.26

Учитель: Почему по темпам своего развития электроэнергетика должна опережать другие отрасли экономики?  Авангардная - это передовая, опережающая, ведущая за собой.

 Учитель: какие типы электростанций вырабатывает электроэнергию?

Ученик: электроэнергию вырабатывает  тепловые электростанции (ТЭС), гидро или гидравлические (ГЭС), атомные электростанции (АЭС);Работа с рисунком  на стр.27 Запись  в тетрадях

Учитель: ребята, сейчас мы поговорим о том, как работают электростанции разных типов, их преимущества и недостатки. Дадим характеристику тепловым электростанциям.

Учитель: какими преимуществами обладает ТЭС?

Ученик:1. Они могут работать на разных видах топлива (уголь, газ, мазут, торф, и.т.д), поэтому их можно строить в различных районах страны, поэтому относительно свободное территориальное размещение, связанное с широким распространением топливных ресурсов;

2. Способность (в отличие от ГЭС) вырабатывать энергию без сезонных колебаний мощности;

3. Площади отчуждения и вывода из хозяйственного оборота земли под сооружение и эксплуатацию ТЭС, как правило, значительно меньше, чем это необходимо для АЭС ;

4. ТЭС, в связи с массовым освоением технологий их строительства, сооружаются гораздо быстрее, чем ГЭС или АЭС, а их стоимость на единицу установленной мощности значительно ниже по сравнению с АЭС и ГЭС.

Учитель: какие недостатки характерны ТЭС? Экологи

Ученик:1.невозобновимые энергетические ресурсы,

2. дают много твёрдых и газообразных отходов,

3.требуется много людей.

4.сброс теплойводы

Учитель: перечислите факторы размещения ТЭС.

Ученик: размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают, поэтому они строятся:

В районах добычи топлива (сырьевые базы).

1.      В районах потребления.

2.      Вблизи крупных промышленных городов и районов.

3.                Учитель: А сейчас мы вспомним расположение крупнейших ТЭС на территории России. (Работа с картами).Ученик показывает на физической карте России расположение крупнейших ТЭС: Сургутской (мощность 4,8 млн. кВт), Костромской, Рефтинской и т. д. Запись  в тетрадях

Нужны новые технологии сжигания углей,  перевод ТЭС на использование газа.

Учитель: Существует особая разновидность ТЭС. Назовите её. это тепловые  электроцентрали (ТЭЦ), на  которых  вырабатывают одновременно тепло (горячая  вода  и  пар) и электроэнергию.

Учитель: Следующий тип электростанций это  ГЭС (гидро или гидравлические). Как работает ГЭС.

Ученик  ГЭС используют энергию водных потоков и их экономически    выгодно строить на реках с большим падением  и  расходом воды

Главное достоинство ГЭС – использование  возобновимого   вида  энергоресурсов, кроме этого, они  производят  самую  дешёвую  электроэнергию, позволяют экономить  60  млн. т  топлива  в год,  снижают  выбросы  в  атмосферу.

Мощность крупнейших ГЭС больше, чем крупнейших ТЭС.

Учитель: Ребята, ГЭС имеют свои недостатки: они  очень  дороги  и  долго  строятся (15-20 лет). Расскажите какой вред  наносят  ГЭС  окружающей  среде.

Ученик:1. к  большим  затоплениям сельскохозяйственных  площадей  и  пойменных  участков, 2. произошло  изменение  фауны  и  флоры. 3.Вода, прошедшая через турбину, становиться «мёртвой»,

Учитель: факторами  размещения ГЭС  являются…?

Ученик:    природные условия,  водный,  экологический.

Учитель:  покажите на карте крупнейшие ГЭС (работа с картами). Саяно-Шушенская (6,4 млн. кВт.), Красноярская (6 млн.  кВт), Усть- Илимская, Братская, Саратовская, Волжская, Волгоградская и.т.д. Волжско-Камский каскад,  Ангаро-Енисейский каскад. Запись  в тетрадях

 

Учитель:   В районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дорогие, но где требуется очень  много электроэнергии строятся АЭС (атомные  электростанции). Как работает АЭС?

Учитель: какие крупнейшие АЭС работают в  Российской Федерации?

Ученик: на территории России, в основном  в  европейской части, так как здесь потребляется   много энергии,  находятся 9 крупных  АЭС: Курская (5 млн. кВт), Смоленская, Кольская, Тверская,  Нововоронежская,  Ленинградская, Обнинская, Балаковская, Белоярская и  на Чукотке  -  Билибинская Запись  в тетрадях

4.                  Учитель главные проблемы, возникающие в ходе работы АЭС, как вы знаете

5.                  Ученик: обеспечение радиационной  безопасности, переработка и хранение радиоактивных отходов.

Что же случилось в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС? взрыв здание атомный  погибли сразу 31 человек Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны   были,  эвакуированы  из  своих  домов  .В 2011 году 11 марта в Японии произошла самая страшная радиационная авария на АЭС Фукусима 1, в результате землетрясения и последовавшего цунами.                            

Учитель: Но кроме основных типов электростанций, которые мы сейчас рассмотрели, существуют еще и электростанции, работающие на альтернативных источниках энергии. Попробуйте назвать эти электростанции

... Ученики: Приливные, геотермальные, ветровые, солнечные .  Запись  в тетрадях

 

Учитель: Наверное, не один раз вы сталкивались с ситуацией, когда у вас в доме неожиданно выключают свет. Из-за чего это происходит? (учащиеся предлагают свои варианты ответов… аварии, ураган, плановое отключение)

Конечно, электроснабжение потребителей должно обеспечиваться с высокой степенью надежности. Но потребление электроэнергии неодинаково в различные часы суток, поэтому в разных частях России могут возникать  «пиковые» нагрузки. Однако огромная территория России позволяет использовать разницу во времени для переброски энергии. Именно для этого в России была создана единая энергетическая система

(Заполнение опорного конспекта)

Энергосистема — это группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра.

Большая часть районных энергосистем объединена в Единую энергосистему России. Каковы ее цели?...

1.      Надежное обеспечение энергией.

2.      Покрытие «пиковых» нагрузок.

3.      Использование разницы во времени на территории России.

4.Выполнение  заданий ОГЭ стр.26.задание

5. Рефлексия.

 

1. Понравился ли вам сегодняшний урок?

2. Понравилось ли, как вы работали на уроке?

3. Были ли какие-то затруднения?

4. Получили ли вы ответы на вопросы, которые формулировали в начале урока?

 

 .6.Итог урока

стр26-29 читать нанести на к.карту крупнейшие электростанции


 

Урок географии в 9-м классе. Тема: "Электроэнергетика

Урок географии в 9-м классе. Тема: "Электроэнергетика

Как называется крупнейшая система нефтепроводов не только в

Как называется крупнейшая система нефтепроводов не только в

Приходится Золушке дом убирать

Приходится Золушке дом убирать

Ученик:1. невозобновимые энергетические ресурсы, 2

Ученик:1. невозобновимые энергетические ресурсы, 2

Нововоронежская, Ленинградская,

Нововоронежская, Ленинградская,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2021