Выступление 28.12.2018
слайд |
доклад |
1 |
|
2 |
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. |
3 |
Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта- специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие
с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, по месту жительства и т.д. |
4 |
с Таким образом, можно сказать, что это все способствует созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
|
5 |
· организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей; · организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения; · использование средств телекоммуникации и регулярной почты; · разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
· создание родительского клубы или центра в школе; · проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей(праздники и т.д.) · уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической
принадлежности Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. |
6 |
Психологически родители готовы поддержать все требования,
дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
|
7,8 |
Моя не большая педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как единомышленники. И это взаимодействие должно носить развивающий характер. |
9 |
Сегодня, для того чтобы родители из пассивных слушателей превратились в активных участников дискуссий необходимо использовать разнообразные активные методы при проведении собраний. |
10 |
Формы проведения родительских собраний разнообразны: торжественное собрание, круглый стол, родительский форум, родительский педагогический тренинг, обмен мнениями, вечер вопросов и ответов, творческая лаборатория родителей, родительский всеобуч. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Для меня интересны такие формы сотрудничества с родителями. Они являются эффективными.
«Стратегия Уолта Диснея – метод трех мыслительных стульев». Суть метода заключается в том, что вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтателя, реалиста, критика. Техника подходит для решения простых и конкретных креативных задач. Этот метод поможет вам, если необходимо добавить творчества, придумать нестандартные пути решения. Метод состоит в том, что человек примеряет на себя три разные роли. Это роли Мечтателя, Реалиста и Критика. Для того чтобы роли не накладывались одна на другую, он специально отводил каждой из них свое место – свой стул. Сидя на первом стуле, человек вживается в роль Мечтателя и ничем не ограничивает свою фантазию. На втором – «включает» Реалиста и рассуждает с позиции разумности и целесообразности возникшей идеи. Третий стул предназначается для Критика - с его беспощадностью и въедливостью, направленных на поиск изъянов, недостатков. Мы тоже можем использовать этот способ для нахождения новых идей, то есть рассматривать проблему или задачу с разных точек зрения. А для этого связать каждую точку зрения с определенным местом - стулом. Так закрепляется роль и способность менять стиль мышления. Этот способ применим для генерации новых идей, поиска нестандартных решений, развития креативных направлений в любой области. Обращаю ваше внимание, что главным в успехе данного метода является именно эта связь «место - роль». Создайте и закрепите ее. С каждым разом она будет помогать вам больше и больше. [2]. Например, я использовала данный метод для обсуждения таких вопросов как: «Успешный родитель», «Успешный ученик». «Интервью» «Три видения» По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы. «Машинка» Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества. Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд). Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий - «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя». Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик? Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину». [2] «Почему бы вам не.… Да, но…» Каждая из четырех микро групп получает карточку с ролью: «дети», «учителя», «родители, которым нужен совет», «родители, которые могут дать совет». В течение игры микро группы меняются ролями. Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой микро группы сообщает всем присутствующим о конфликте, который случился у него в семье с ребенком, и просит помочь ему советом. Каждый, кто берется ему помочь, должен начинать свое высказывание словами «Почему бы вам не…». Но группа «родителей, которым нужен совет» даже если видит рациональное зерно в нем, отвергает его (ведь в каждом совете есть слабое место), начиная соответственно свое высказывание словами «Да, но…»; каждая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех ролей, которые они получили. На заключительном этапе игры классный руководитель спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»: «Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?». Члены группы после короткого обсуждения отвечают на этот вопрос. [3, с.141] «Бумажный самолетик» Под руководством учителя сделать бумажный самолетик. - Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему? Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу. Запуск самолетиков. Вывод: мы - взрослые люди - при одинаковых условиях делаем все по-разному. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ! Письмо «Заветы отцов» Классный руководитель предлагает отцам разделиться на группы, прочитать и обсудить письма детям Ш.А. Амонашвили, и Д. С. Лихачева, ответив на следующие вопросы: На какие советы, данные в этих письмах, вы обратили особое внимание? Важны ли эти советы для современного поколения и учеников нашего класса? Могут ли эти письма помочь Вам в общении со своими детьми? Классный руководитель предлагает прочитать заветы Д.И. Менделеева, а затем по группам на листах ватмана составить письмо - обращение к своим детям. Варианты обращений вывешиваются на доске, обсуждаются и на их основе составляется коллективное обращение к ученикам класса. Классный руководитель подводит итоги собрания и предлагает отцам закончить следующее предложение «Сегодня на собрании я задумался о том, что …». В качестве решения родительского собрания предлагается обращение отцов к своим детям. |
11 |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.