Доклад на педсовет «Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»
Оценка 4.9

Доклад на педсовет «Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Оценка 4.9
docx
26.06.2024
Доклад на педсовет «Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»
rol_shkolnogo_muzeya_v_obrazovatelnom_promtranstve_shkoly.docx

«Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

 

 

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С.Лихачёв

 

Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура».

           

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому.

 

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

 

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, поскольку этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся под руководством взрослых.

 

Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея. Экскурсия — коллективный осмотр музея, временной  выставки, по определенному маршруту под руководством экскурсовода, вследствие которого группу людей связывает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций.

 

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

 

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

 

История музея нашей школы насчитывает более 30 лет. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Музей «Родная старина» нашей школы имеет историко-этнографическую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе. Экспозиция музея составляет более 2000 экспонатов в разделах «Русская изба - хоромина», «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896г.», «Мещанская комната начала XX века», «Русский труженик - солдат».

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися.

Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются  учащиеся 6-11 классов в возрасте от 12—16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы. Для учащихся этих отделов проводятся занятия «узкого профиля» (экскурсоводов, экспозиционеров, поисковых групп и проч.). В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.

Актив постоянно повышает свой профессиональный уровень. В рамках дополнительного образования на базе музея реализуется программа «Этнография», которая позволяет с одной стороны наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны способствует интеллектуальному развитию подростков.

 

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума, в создании разновозрастных и разноуровневых групп детей.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: краткосрочные - «История одной вещи», среднесрочные - «История улицы», «Моя родословная», долгосрочные - «Летопись родного края», «Великие нижегородцы». Музей активно участвует в издательской деятельности школы, издает собственные буклеты, брошюры, методические материалы для классных часов и занятий по краеведению. В настоящее время разрабатывается каталог музея.

 

Приобретение в ходе музейной работы знаний и умений оказывается полезным и нужным, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Ведущая идея такой организации  воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в районных и городских конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в соуправлении, школьных и районных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациям. В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до  потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и   формировать активную жизненную позицию школьников.

 

В основу реализации программы развития музея положен проектный метод организации работы (разработка и создание временной выставки и разработка и проведение экскурсии). Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях.

Учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность и определяют свои интересы внутри изучаемого курса (фондовая, поисковая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа). Результатом большой работы в данном направлении являются авторские экскурсии по улицам города, стационарным и временным выставкам.

Успешность данного метода доказывают высокие результаты наших учащихся в различных смотрах и конкурсах:

Фролова Дарья - 2 место в районном конкурсе «Юный экскурсовод» с экскурсией по ул. Б.Покровская в 2013/14 уч. году;

Гущина Екатерина – 1 место в районном, 2 место в городском конкурсе поисковых групп «Выдающиеся нижегородцы – наши современники» в 2013/14 уч. году;

Мамин Роман – 1 место в районном, 2 место в городском смотре временных выставок с экскурсией по временной выставке «Гончарное производство в Нижегородской области» в 2013/14 уч. году;

Казиев Михаил, Морозов Антон – 1 место в районном, 1 место в городском смотре временных выставок с экскурсией по временной выставке «Технические средства обучения» в 2013/14 уч. году.

 

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников.

Школьный музей выступает организационной и предметной базой этой работы. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.

На слайде представлены достижения наших учащихся в конкурсе «Моя семья в истории страны», проводимом в рамках НОУ.

Еще один метод вовлечения школьного музея в образовательный процесс современной школы – это ролевые игры и костюмированные спектакли. Такие формы обучения способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка, формируют у него навыки общения и взаимодействия в коллективе.

 

 

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.


 

Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Роль школьного музея в образовательном пространстве школы»

Экспозиция музея составляет более 2000 экспонатов в разделах «Русская изба - хоромина», «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896г

Экспозиция музея составляет более 2000 экспонатов в разделах «Русская изба - хоромина», «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896г

Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях

Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024