Доклад на тему: " Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС "
Оценка 4.7

Доклад на тему: " Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС "

Оценка 4.7
Лекции
docx
24.03.2022
Доклад на тему: " Одаренные дети  и  особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС "
ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Доклад Саркисова Особенност педагогичекие.docx

Доклад на тему: " Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС»

 

                                                    Подготовила преподаватель

 Саркисова Галина Павловна  

                                                                                 ГАПОУ СО «Вольский

                                                                                   технологический колледж»

ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. на способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми в соответствии с ФГОС:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей.

Образовательные программы в соответствии с ФГОС должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.

Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения, личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Такая работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
  • творческие и нестандартные задания.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с учащимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, являясь ресурсом, позволяющим достичь нового качества образования.

К внеурочной относятся следующие виды деятельности:

  • факультативы,
  • предметные недели,
  • театрализованные праздники,
  • творческие мастерские,
  • олимпиады и конкурсы по предметам,
  • научно-практические конференции;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Содержание индивидуальной работы с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС

Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они, возможно даже более чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном подходе.

Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных детей. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Технология индивидуального подхода к одаренным детям включает в себя следующие этапы:

  • определение уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
  • формулирование долгосрочных и краткосрочных цели и путей к их достижению.
  • определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
  • определение способов оценки успехов ребенка.

Очевидно, что индивидуальный подход к одаренным детям необходимая составляющая их обучения. Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы, но они более ранимы и чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.

 

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка

Отдельным направлением деятельности по сопровождению одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это один из наиболее эффективных методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком. Эта форма применима и для общеобразовательной школы, и для внеурочной деятельности, и для системы дополнительного образования детей.

https://olimp.s-ba.ru/pluginfile.php/139999/mod_lesson/page_contents/432/6788%20%282%29.jpgИОМ – это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.

И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития», отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях. С одной стороны, ребенок вынужден адаптироваться к требованиям взрослых: родителей, учителей, воспитателей. А с другой стороны, на основе индивидуального опыта и способов действия он креативно подходит к решению каждой ситуации.

С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына представляют под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с педагогом. Возможность выбора является отличительной чертой личностно-ориентированного подхода.

Индивидуальный маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности, для реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (Л.Л.Вишневская, Т.И.Шамова).

Индивидуальный образовательный маршрут менее формализован и конкретизирован на уровне фиксированных учебных курсов, программ, включая лишь целевые ориентиры. Основными принципами, способствующими реализации модели ИОМ обучающихся А.В.Хуторской называет:

  • принцип личностного целеполагания (образование на основе и с учетом личных учебных целей, с постепенным переходом от совместной формулировки к самостоятельной; самоопределение по отношению к учебной ситуации позволяет осуществить продвижение);
  • принцип выбора индивидуального образовательного маршрута (обучающийся имеет право на осознанный и согласованный выбор основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа, форм, подходов, системы оценки и контроля результата; личностная самореализация возможна в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности, создания собственных; для этого учитель осмысленно предоставляет свободу выбора, учит действовать в условиях выбора);
  • принцип продуктивности обучения – личное образовательное приращение, складывающееся из внутренних (рефлексивные суждения и самооценка) и внешних (творческие работы) результатов учебной деятельности);
  • принцип ситуативности обучения (образовательный процесс строится на организуемых учителем учебных ситуациях, предполагающих деятельность, ориентированную на поиск решения, самоопределение школьников);
  • принцип образовательной рефлексии (рефлексивное развитие образовательного процесса).

Большое значение в подготовке и реализации ИОМ отводится диагностическим процедурам. Можно выделить три основных этапа проектирования ИОМ:

  • моделирование как разработка целей (идей) и путей их достижения;
  • проектирование как осуществление разработки созданной модели до уровня практического использования;
  • конструирование как детализация проекта для использования в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

  Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа.

Схема построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренного ребенка:

  • диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей или одаренности;
  • определение целей и задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончанию прохождения индивидуального маршрута;
  • составление плана занятий с учащимся, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные, музыкальные и т. д.) и психические особенности;
  • определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
  • определение тем консультаций по наиболее сложным вопросам;
  • выбор форм отчета учащегося по предмету (тесты, вопросы, творческая работа, проект и т. д.) за определенные промежутки времени;
  • определение роли родителей ребенка в реализации маршрута;
  • разработка учебно- тематического плана;
  • определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов;
  • предоставление учащемуся: название темы; план изучения темы; основные вопросы; основные понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы; список необходимой литературы; формы контроля; задания для самопроверки;
  • интеграция с другими специалистами;
  • определение способов оценки достижений ребенка на каждом этапе освоения маршрута.

Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися.   Варьируется также логика  преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.   Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.

https://olimp.s-ba.ru/pluginfile.php/139999/mod_lesson/page_contents/432/6788.jpgИндивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

https://olimp.s-ba.ru/pluginfile.php/139999/mod_lesson/page_contents/432/6788%20%281%29.jpgИндивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами. Это более широкое понятие чем ИОМ.


 

Доклад на тему: " Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с

Доклад на тему: " Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с

Создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся

Создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся

ВУЗами. Содержание индивидуальной работы с одарёнными детьми в соответствии с

ВУЗами. Содержание индивидуальной работы с одарёнными детьми в соответствии с

И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития» , отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях

И.С. Якиманская в своих исследованиях использует термин «индивидуальная траектория развития» , отмечая, что траектория психического развития ребенка строится на двух противоречивых основаниях

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2022