Асоциальное поведение подростков
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности – личные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются в подростковом возрасте.
Подростковым называют возраст от 13 до 19 лет. Он делится на два периода: младший подростковый возраст (пубертатный) – от13 до 15 лет (включительно) и старший подростковый возраст (ювенальный) – от 16 до 19 лет (включительно).
Это время большой перестройки не только организма, но и личности. Они полны противоречивых чувств и мыслей. Порой они не могут объяснить своих поступков. Родители тоже престают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния перестают «работать». Учащаются конфликты.
Конфликтность усиливается и физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков решительными, порой необдуманными, увлечения – яркими и неотложными, суждения – категорическими, хотя и не достаточно обоснованными. Им хочется сделать задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах.
Рассмотрим влияние семьи на формирование асоциального поведения.
Ребенок, приходя в этот мир, изначально сталкивается с влиянием микросреды – своей семьи. Семья для маленького ребенка является единственным ориентиром, с помощью которого ребенок познает мир. Если ребенок желанный и оба родителя хотят и способны заботиться о нем, открывать ему свою любовь, то ребенок вырастает самодостаточной, цельной и уверенной личностью. К окружающему миру (маросоциуму) такой ребенок испытывает доверие, сформированное родителями, а значит и противодействовать окружающему миру, без веских на то причин, ему незачем.
Если же ребенок приходит в семью, в которой ему не рады, или по какой-либо причине родители не могут заботиться о нем, не способны давать ему свою любовь, такой малыш чувствует себя не нужным, не защищенным, и постепенно у него формируется негативное отношение к окружающему миру (маросоциуму). Первоначально формируется страх перед социумом, ощущение своей никчемности и уязвимости перед другими людьми. Затем, когда ребенок становится более взрослым, а именно это момент подросткового возраста, ощущение страха и соей уязвимости ребенок старается скрыть под маской агрессивности. И чем выше страх перед социумом, обида на родителей за то, что не дали ему своего тепла, а заодно обида и на весь мир, тем выше уровень агрессии у данного индивида. Причем агрессия может проявляться не только во вне (на окружающих), но и на самого себя (аутоагрессия). Аутоагрессия переплетается с глубоким чувством вины и низкой самооценкой, что приводит к различным видам суицидального поведения (употребление ПАВ, алкоголизм, развлечения, связанные с повышенной степенью риска для жизни и здоровья, попытки суицида). Как правило, такие подростки вырастают в семьях социально неблагополучных, но в последние 10-15 лет наблюдается стойкий рост девиантного поведения подростков и в семьях внешне вполне благополучных. В данной статье причины этого явления мы рассматривать не будем.
Другая причина асоциального поведения подростков – это функциональные и психические расстройства органического происхождения. К органическим расстройствам относятся поражения головного мозга различного генеза. Функциональные расстройства составляют большую часть психических нарушений. Это главным образом расстройства поведения или психических функций, связанные с изменением деятельности нервной системы; они серьезно затрудняют или делают невозможным адаптацию к социальным нормам. К ним относятся следующие расстройства:
1. шизофренические;
2. параноидные;
3. аффективные (маниакально-депрессивный психоз);
4. общие депрессивные;
5. тревожные состояния (фобии, панические расстройства, обсессивно-компульсивные – навязчивое и непреодолимое желание совершать определенное действие);
6. деперсонализация – потеря контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля;
7. различные сексуальные девиации.
Подростки, имеющие те или иные сексуальные нарушения, склонны к сексуальным преступлениям. Установлена связь между сексуальными преступлениями и типом психопатий. Так, у эпилептоидных и шизоидных психопатов преобладающим сексуальным преступлением является садизм, у истерических психопатов – эксгибиционизм, среди неустойчивых и астенических психопатов – педофилия, кроме того, среди них наблюдаются только групповые изнасилования.
Среди педагогически запущенных подростков также часто встречаются различные формы девиантного поведения. Противоправное поведение таких подростков часто связано с негативным отношением к социуму, а также с безответственностью и незнанием законов.
ПРОФИЛАКТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ
Профилактика и рекомендации напрямую зависят от того, какой именно способ проявления девиантного поведения выбирает подросток.
1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
· организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.;
· снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.
2. Переживание «драйва».
· организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска, преодоление собственного страха;
· яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности или саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.
3. Получение удовольствия.
· обучение подростков получать удовольствие без употребления ПАВ;
· сексуальное просвещение родителей и подростков.
4. Поиск способов избавления от скуки.
· профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье;
· позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того, чтобы критиковать за неудачи;
· развивать лидерские качества, уверенность в себе;
· развивать творческие способности;
· придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя;
· придерживаться и говорить об отношении к жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня;
· обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения.
5. Принадлежность к социальной группе или страх перед физической и моральной расправой.
· развитие уверенности в себе и принятия себя;
· обучение выстраиванию независимых отношений;
· развитие коммуникабельности.
6. Протест против родителей.
· обучение родителей эффективному взаимодействию с подростками;
· обучение подростков неагрессивному и уверенному отстаиванию своего мнения;
· обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?».
7. Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе.
· развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя;
· обучение ставить перед собой реальные цели и пошагово идти у их достижению;
· постоянная поддержка при достижении поставленных целей (со стороны родителей и педагогов) и развитее веры в себя через подчеркивание веры в себя и спокойного отношения к временным неудачам.
8. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых).
· обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативному;
· обучение приемам позитивного мышления;
· психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
Что касается подростков с различными психическими нарушениями, то здесь необходимо проявлять бдительность: тщательное наблюдение за поведением подростка. В случае выявления предпосылок к тяжелым формам девиации (употребление наркотиков, противоправные действия, сексуальные девиации, суицидальное поведение) необходимо ставить вопрос о привлечении узких специалистов (психиатр, нарколог, психолог, социальный педагог) и ставить вопрос о безопасности нахождения данного подростка в школе.
Однако необходимо помнить, что несмотря на внешнее противодействие социуму, подросток испытывает огромную потребность в любви и поддержки от каждого, кто может ему это дать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.