Введение
Как нет в лесу одинаковых деревьев, так нет в колледже одинаковых преподавателей и нет одинаковых детей. Каждый человек имеет свой почерк, свою “изюминку”, свой талант, свои способности, своё мастерство.
Подростковый возраст справедливо считается самым трудным. Процесс взросления связан с перестройкой всего анатомо-физиологического аппарата, психики, с ломкой старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми ближайшего окружения: родителями, учителями, сверстниками.
Ни для кого не секрет, что количество детей с девиантным поведением растёт. Девиантность поведения - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других.
Педагогическая практика и проведённые исследования показывают, что истоками девиантного поведения являются как причины субъективного характера, так и причины объективные:
Субъективные причины:
- особенности анатомо-физиологического, психического и социального развития ребенка;
- отклонения в физическом и психическом развитии.
Объективные причины:
- неблагоприятные условия жизни и воспитания подростков.
В подростковом возрасте создаются все возможности для формирования социальной активности личности, стремления к умственному и физическому труду, разносторонних интересов, стремление к самостоятельности и самоутверждению, к поиску достойного места в коллективе сверстников. Именно для подростков характерны повышенная эмоциональность, интерес к собственной личности, начало формирования нравственных идеалов и убеждений, появление потребности в самоусовершенствовании и первые попытки самовоспитания. В этот период важно дать ребенку инструментарий, набор способов и методов регулирования. И одним из эффективных способов преодоления трудновоспитуемости учащихся важное место в системе профилактики и коррекции поведения трудных подростков занимают физическая культура и спорт. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются не прямо, а опосредованно, через их воздействие на духовный и чувственный мир личности на присущем им положительном эмоциональном фоне. Учитывая тот факт, что сфера физической культуры и спорта является притягательной для молодёжи, занятия физическими упражнениями можно считать важным средством нравственной, физической, психической и других сторон гармоничного развития личности.
Как сказано выше, причины субъективного характера зависят от личности самого воспитанника, особенностей его анатомо-физиологического, психического и социального развития, отклонений в физическом и психическом развитии некоторых детей. Наша задача – создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.
Существуют различные пути профилактики девиантного поведения. Мы пытаемся решить эту проблему посредством здоровье сберегающих технологий.
Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок осуществлятся исходя из интересов и потребностей подростков, применяется дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
· учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
· усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
· важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;
· в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемость.
Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводится коррекции психоэмоционального состояния подростков, используя для этого следующие методические приемы:
· создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
· при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;
· предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
· извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
· проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
- на начальном (побуждающем) этапе – беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
- на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту – беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью , дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
- на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта – контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях.
Любые задачи профилактики правонарушений решаются тренером-педагогом совместно с психологами, преподавателями, работниками социальных служб и правоохранительными органами, руководством учреждения.
Как видно занятия спортом входят в сферу приоритетных интересов современных детей и подростков. Возможно, это связано с тем, что в стране культивируется идея здорового образа жизни. Кроме того, занятия в спортивных секциях удовлетворяют многие потребности подростков: они дают им возможность почувствовать, понять, оценить пределы своих способностей, проверить свою силу, выносливость и научиться владеть своим телом. Основной мотив этих занятий – желание обладать стройным тренированным телом, которое соответствует современным идеалам женской и мужской красоты (фитнес, тренажерные залы, бассейн).
И поэтому в начале учебного года, в сентябре, преподавателями физкультуры и НВП проводится отбор желающих заниматься в спортивных кружках по интересам и наклонностям. Из 21 учащегося стоящих на внутриколледжном учете в кружке занимаются 7 учащихся:
Баскетбол |
Футбол |
Волейбол |
Стрельба |
Осв. |
Баянгалиев Ержан |
Курносов Вадим |
Тюкин Никита |
ЖагыпарАймурат |
Ахатов Абухан |
Рогожин Владимир |
Ахмедов Камиль |
|
Момыщев Алпамыс |
Серикбаев Дастан |
|
|
|
|
Адаев Даулет |
|
|
|
|
Кангереев Саян |
Не задействованы в спортивные кружки 10 учащихся.
Нужно отметить, что данные учащиеся с девиантным поведением как в кружках так и на уроках физкультуры занимаются в спортивной форме, не опаздывают и с интересом принимают участие в уроке. В основном в кружках занимаются физически подготовленные учащиеся, овладевшие правильной техникой выполнения элементов, смотря на них «трудные» учащиеся тоже стремятся сделать технически правильно. И при преодолении трудностей т.е сдачи контрольных нормативов, при выполнение игровых элементов (подача, прием), при похвале эти учащиеся смущаются, потому что скорее всего их редко хвалят, а возможно и вообще не интересуются успехами своего ребенка в семье.
Поэтому нужно каждый раз увеличивать нагрузку, давать новые-интересные упражнения. для того чтобы данные учащиеся ставили перед собой цель и преодолевая ее понимали, что они могут добиться хороших результатов, не только в спортивном направлении но и в жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие в
форме физического воспитания на обучающихся с девиантным поведением является
одним из важнейших условий для их успешной социализации. Данное
целенаправленное организуемое воздействие с четким определением средств, форм и
методов воспитания, будет строиться на отношении взаимного доверия, с помощью
которого обучающиеся почувствуют, что они нужны и полезны людям и являются
полноценными членами общества и имеют возможность реализовать свой
индивидуальный потенциал.
УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКЛАД
на тему:
«Вовлечение подростков с девиантным поведением
к занятиям физической
культурой и спортом»
Преподаватель физической культуры: Темиргалиева М.М
25.01.2019
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.