Как наладить дисциплину на уроке?
Памятка
Советы психолога
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте
рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в
контекст урока.
4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты,
смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать:
"тсс!" или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием:
"Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос:
используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык.
Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне
знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении.
Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не
говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то
из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на
стул "размышлений", где нарушитель может подумать о том, как себя
вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных
учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с
"заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно
работать" "Я могу изменить свое поведение"
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение,
одобрение, теплые чувства.
О чем еще стоит упомянуть?
Одна из ошибок многих преподавателей это то, что они не постоянны. Если вы чего-то не разрешаете, то придерживайтесь этой позиции всегда. Чтобы не было так, что сегодня вы ругаете детей за то, что разрешали вчера. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.
Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет "нет", прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря "нет!", иметь в виду "нет!" и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка... Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.
Когда дети приходят к нам в первый раз они очень скромные на первом занятии, потому, что еще не знают чего от вас ждать. На первых занятиях они изучают вас и проверяют границы дозволенного. Очень важно с самого начала обозначить эти границы и не позволять многого. Ошибка многих в том, что поначалу они хотят показаться хорошей, доброй тетей, чтобы дети захотели прийти снова, а на деле получается, что потом детей сложно подвести к каким –то нужным рамкам поведения, потому, что они уже распоясались. Поэтому делать это нудно сразу!
Хорошо, если вы напишите свод правил и будете повторять их с детьми вначале первых уроков. Может быть это будет свод правил в стихах, чтобы детям было интересней. Так дети уже будут заранее знать чего делать нельзя.
Встречается такое, что если ребенок плохо себя вел на уроке (особенно это касается детей постарше, школьников), нужно быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом. Самый идеальный вариант, когда педагогу удается быть строгим педагогом на уроке и хорошим другом вне урока. Удается это очень не многим. Здесь есть риск того, что дружба может перейти в панибратство, что недопустимо, ученики не будут тебя воспринимать всерьез, либо быть очень строгим учителеми не иметь хороших отношений с учениками вне класса.
Часто плохое поведение может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой.
Это могут быть проблемы в семье, нежелание ребенка заниматься, проблемы с одноклассниками, неудачи в школе и т.д. Здесь нужно работать с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.