Доклад на тему: "Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии"
Оценка 4.6

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии"

Оценка 4.6
docx
14.09.2021
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии"
ДОКЛАД.docx

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский политехнический колледж

 

Научно-практическая конференция

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УПР

___________ Г.Р. Галиакберова

«____» _______________ 2020 г.

 

 

 

 

Доклад

 

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

 

 

 

Разработала:

                                                                            преподаватель географии

Габбасова Эльвира Явдатовна

 

 

Рассмотрена на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

«______»_______________2020 г.

Председатель ПЦК

________________ Г.Г. Акбашева

 

Стерлитамак, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1   Экологическая культура как результат экологического образования…….6

1.2  Понятие и содержание экологической культуры…………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Ряд проблем экологического образования требует тщательного рассмотрения. Одна из них – формирование экологической культуры.

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива       «Наша новая школа», в которой экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры обучающихся. При этом экологическое образование (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как регулятора отношений  в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.

        География по своей сути экологична, поскольку в наиболее общем виде её центральной проблемой является взаимодействие природы и общества. Именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности.

И в этом отношении усиление экологических подходов, показ негативных сторон природопользования и путей выхода из экологического неблагополучия на базе знаний географии не повредит, а сделает более понятной её практическое предназначение. Экологические знания нужны каждому человеку, в какой бы области человеческой деятельности он ни занимал место. Вот почему и возникла необходимость в исследовании оптимальных условий для формирования экологической культуры.  

Современный человек должен видеть мир в целостности, т.е. рассматривать его с социальных, экономических, политических, общекультурных, правовых экологических позиций. Каждый человек неповторим.

          Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования основ экологической культуры согласно требованиям ФГОС и развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности  обучающихся в различных жизненных ситуациях.

        Объект исследования – методы и приёмы формирования экологической культуры обучающихся в образовательном процессе.

        Предметом исследования является раскрытие процесса формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии.

        Методы   исследования:

-теоретический - анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме;

-эмпирический - изучение литературы, результатов  учебной деятельности школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Экологическая культура как результат современного экологического образования

В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, невозможности точного предсказания экологических опасностей, с которыми столкнется молодое поколение уже в недалеком будущем, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – задача системы образования – сформировать экологическую культуру нового общества.

О необходимости образования, направленного на формирование экологической культуры, говорится в законодательных документах РФ и субъектов Федерации, решениях международных конференций,  ЮНЕСКО.

В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования. Требовался нормативный документ, который обеспечил бы социальный инструментарий реализации. Эту роль сегодня выполняет новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования.

Современная Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.) образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государ­ственных образовательных стандартов общего образования вто­рого поколения и опирается на системно-деятельностный подход, на основные положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

         Модель современного экологического образования  школьников и возможности нового ФГОС по ее практической реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.), а педагогические технологии ее реализации – в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен изучить этот документ и овладеть технологией проектирования учебных задач.

       Рассмотрим, как в новом Стандарте представ­лено экологическое образование, приоритет­ность которого неоднократно подчеркивалась в документах международного уровня. Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью».

Под эко­логическим образованием мы понимаем един­ство трех составляющих образовательного про­цесса:

-экологическое обучение (формирование экологических знаний, умений)

-экологическое воспитание (формирование и развитие положи­тельных эмоционально-ценностных отношений к природе)

    - экологическое развитие (развитие заложенных в человеке задатков, необходимых для оптимальных экологических отношений, в первую очередь речь идет о развитии эколо­гического мышления).

           Экологическая культура формируется в рам­ках экологического образования и его со­ставной части - экологического воспитания.

        Первое, на что приходится обратить внима­ние - это повышенное внимание к экологиче­скому образованию в ФГОС основного общего образования по сравнению с ФГОС начального общего образования.      

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который обучающийся становится способным выявлять и изучать связи и отношения систем разной природы с окружающей их средой.

          Общеэкологическое образование направлено (цель – результат – деятельность по его достижению) на освоение  экосистемной  познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).

В этом определении:

1.     Терминальная цель для преподавателя – развитие обучающегося как субъекта экологически ориентированной познавательной и предметно-практической деятельности.

2.     Терминальная цель для обучающегося – присвоение социального и приобретение личного опыта познания и практических действий по отношению к эколого-культурному опыту человечества – чтобы взять из него все наиболее для себя ценное; окружающей действительности – чтобы эффективно и экологически безопасно действовать в жизненных ситуациях; своему внутреннему миру – чтобы определиться в мире ценностей.

3.     Цель инструментальная, так как указывается педагогическое средство приобретения и присвоения социального и личного эколого-культурного опыта; это – экосистемная познавательная модель, экологически ориентированная социальная деятельность и рефлексивно-оценочные умения.

4.     Поскольку возможна операционализация формируемых действий, то цель диагностичная, можно однозначно сформулировать критерии ее достижения.

5.     Цель выражена на языке педагогики; она раскрыта через педагогические компоненты содержания образования:

- опыт познания экологической культуры разных времен, народов, сообществ;

- опыт деятельности в рамках экологических, нравственных и правовых императивов, включая опыт самоограничения; 

- опыт творческой деятельности;

- опыт отношений – самоопределения в системе ценностей;

6.     Цель достижимая и технологичная в рамках системно-деятельностного подхода.  

В результате ее достижения обучающийся приобретает опыт: 

- рассмотрения любых жизненных ситуаций как экологических;

- принятия решений при выборе варианта действий,  руководствуясь экологическими, нравственными и правовыми императивами; интересами ресурсосбережения, экологической безопасности и здоровья;

- ценностного отношения к опыту экологической культуры человечества, собственному жизненному опыту;

- соблюдения в повседневной жизни экологических прав и обязанностей гражданина;

- проектирования и организации индивидуально, совместно и в команде экологически безопасной деятельности в реальных жизненных ситуациях.

Достижение этой цели формирует у обучающихся умение действовать с учетом экологических рисков; готовность к самоограничению поведения, экологическую ответственность и т.д. То есть, обеспечивает комплексное достижение целей экологического образования, которые формулировались в разное время разными авторами.

Уровни достижения цели экологического образования:

     - познавательная модель сформирована на эмпирическом уровне и применяется обучающимися по образцу;  сформирована мотивация на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых императивов; рефлексивная позиция – «Что можно?  Могу ли?» (экологическая грамотность);

- познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования; имеется личный опыт ее применения в повседневной жизни; рефлексивная позиция – «Знаю, как узнать, можно ли? С могу ли?» (экологическая образованность);

- на основе экосистемной познавательной модели сформирована модель экоцентрической созидательной деятельности; накоплен и отрефлексирован жизненный опыт экологически ориентированной деятельности в разных жизненных ситуациях, профессиональной ориентации (деятельности); сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности; рефлексивная позиция – «знаю, хочу и могу; могу научить других» (экологическая компетентность);

- включение экосистемной познавательной модели, модели экоцентрической управляющей модели и ценностей устойчивого развития во все элементы личной культуры человека, все виды его деятельности; рефлексивная позиция – рефлексивная самоинициатива «просто не могу иначе» (экологическая культура). Это – желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды,  образования и саморазвития.

      Для решения ключевых задач экологического образования на уроках географии, а также проектированием внеурочной деятельности педагогам необходимо освоить понятийный аппарат современного экологического образования, познакомиться с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития.

         Общее экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) - современный этап развития экологического образования, базирующийся на ценностях устойчивого (сбалансированного, гармоничного) развития природы и общества; философско-политической стратегии образования для устойчивого развития; теоретических основаниях образования постиндустриального общества, отраженных в концепции Федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС).

          Цель экологического образования устойчивого развития в вариативном компоненте и внеурочной деятельности общего экологического образования:

      Что касается требований к предметным ре­зультатам освоения основной образователь­ной программы, отметим, что экология как самостоятельная предметная область или учебный предмет в Стандарте не представ­лена. Экологическая составляющая включе­на в другие учебные предметы. При этом об­ращает на себя внимание следующий факт: на первое место по экологической нагрузке вме­сто ожидаемой биологии вышла география. Известно, что экология зародилась, и долгое время развивалась в рамках биологии и сей­час еще часто ассоциируется с биологией (раз­дел «Экологические системы» сейчас изучает­ся в курсе общей биологии). В новом Стандарте нашло свое отражение понимание того, что ге­ография как наука комплексная, рассматрива­ющая взаимодействие человеческого общества со всеми сферами Земли, со всеми компонен­тами природы, в первую очередь, ответствен­на за решение глобальных экологических про­блем.

         В требованиях к освоению географии находим пять позиций, включающих явную эко­логическую составляющую:

• «формирование представлений о геогра­фии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте науч­ной картины мира, их необходимости для реше­ния современных практических задач человече­ства и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального приро­допользования»;

  «формирование представлений и осново­полагающих теоретических знаний о целостно­сти и неоднородности Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»;

  «овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инстру­ментов для определения количественных и ка­чественных характеристик компонентов геогра­фической среды, в том числе ее экологических параметров»;

  «формирование умений и навыков исполь­зования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оцени­вания уровня безопасности окружающей сре­ды…»

  «формирование представлений об особен­ностях деятельности людей, ведущей к возникно­вению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акватори­ях, умений и навыков безопасного и экологиче­ски целесообразного поведения в окружающей среде».

      Требования к личностным результатам пере­дают интегрированные качества личности, фор­мирование которых выступает в образователь­ном процессе в качестве целей-ориентиров. Эти качества формируются в про­цессе изучения разных учебных дисциплин, включая и географию. В качестве одной из таких целей в ФГОС называется «формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ори­ентированной рефлексивно-оценочной и прак­тической деятельности в жизненных ситуациях»

 

                    1.2 Понятие и содержание экологической культуры

        Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении. Соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды.

           Экологическая культура общества – сквозной вектор общечеловеческой культуры, способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей; интеллектуально-духовная основа цивилизации устойчивого типа; определенный образ общественно-природного активного события; деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно-  и социально-детерминированного деятельного существования; способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества.

         Общественная экологическая культура включает: 1) культуру производства и потребления, которые должны поддерживать устойчивость, динамическую стабильность экосистем и биосферы в целом; 2) культуру взаимодействия между партнерами, народами, странами, культурами, конфессиями, основанную на взаимном уважении, взаимной поддержке и сотрудничестве; 3) культуру поведения, основанную на самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп и направленную не на рост, а на оптимизацию, качественное совершенствование потребления, исключающее излишнее, ненужное, избыточное; 4) обращение к традиционным формам культуры и к образу будущего, взаимодополняющим друг друга в духовном развитии отношений с природой; 5) диалог культур, не стирание, а углубление и параллельное существование культур, гармонизация их взаимодействия; 6) движение навстречу, углубление связей между духовной, социально-политической, экономической деятельностью, между управлением и образованием, наукой, искусством, религией.  

В структуре экологической культуры человека чаще выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них:

- зна­ния о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях че­ло­ве­ка и при­ро­ды;

- эко­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние, па­мять, во­ля, пер­цеп­ция, аф­фект;

- эко­ло­ги­че­ские це­ле­по­ла­га­ние, про­грам­ми­ро­ва­ние, про­гно­зи­ро­ва­ние

взаи­мо­дей­ст­вия с при­ро­дой;

- эко­ло­ги­че­ское при­ня­тие ре­ше­ния;

- эко­ло­ги­че­ское са­мо­соз­на­ние;

- са­мо­оцен­ка, са­мо­кон­троль, от­вет­ст­вен­ность;

- от­ра­же­ние в соз­на­нии про­цес­сов взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду че­ло­ве­ком как орга­низ­мом и лич­но­стью, об­ще­ст­вом и ок­ру­жаю­щим ми­ром в обусловленных при­род­ны­ми фак­то­ра­ми ас­пек­тах био­со­ци­аль­ной жиз­ни.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду (хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий);  система мер по защите от опасностей, возможность управления (контроля) опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.

      Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты:

- когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления;

- аксиологический (экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»);

- нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции);

- творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности);

- поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы).

         Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности.  

Экологически образованный и воспитанный обучающийся должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу.

Формирование экологической культуры и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их.  

       Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

        Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия;

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

          Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось  ввиду  жизненной  необходимости  всех  людей  на планете.   Сластенин Ц.А.   отмечает, что      «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса -уникальное  средство  сохранения  и развития  человека и продолжения человеческой    цивилизации».    Цель    экологического    образования    - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится   на   базе   нового   мышления,   это   предполагает  соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Взаимоотношения же человека, социальных групп и природной (географической) среды яв­ляются традиционным объектом географии. Таким образом, именно на географию ложит­ся значительная часть ответственности за фор­мирование у школьников основ экологической культуры.

           Особое внимание следует обратить на требование к личностным результатам освоения программы, имеющее непосредствен­ное отношение к географии и экологическо­му образованию — «формирование целостного мировоззрения». Ни одна из учебных дисциплин не работает столь целенаправленно на форми­рование этого качества личности, как география.

       География является интегрированной дисцип­линой, охватывающей естествоведческую и об­ществоведческую составляющие. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. Именно она способна вобрать в себя знания из всех дру­гих учебных дисциплин, и формировать пред­ставление о многообразии мира, о взаимос­вязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспек­тов единства природы и человека автоматиче­ски приводит нас к экологии.

    Метапредметные результаты освоения основной образователь­ной программы, также как и личностные, до­стигаются в процессе изучения многих учебных дисциплин. В ФГОС они представлены главным образом в форме метаумений (освоенных уни­версальный учебных действий — УУД): умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и др. Каждое из названных умений формируется и в процессе изучения ге­ографии. С экологической точки зрения здесь следует выделить умение устанавливать причин­но-следственные связи, поскольку экология это, прежде всего, связи, отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой она осуществляет свою жизнедеятельность, - весьма непростой процесс. Но не стоит забывать и о влиянии окружающей среды на адаптацию человека.

        Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

         Общеэкологическое образование направлено (цель – результат – деятельность по его достижению) на освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).

           ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.          

          Особое внимание следует обратить на требование к личностным результатам освоения программы, имеющее непосредствен­ное отношение к географии и экологическо­му образованию — «формирование целостного мировоззрения». Ни одна из учебных дисциплин не работает столь целенаправленно на форми­рование этого качества личности, как география. 

           Целью экологизации предмета географии является  формирование  человека  с  высоким уровнем эколого-нравственной культуры,  сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения,  устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

География является интегрированной дисцип­линой, охватывающей естествоведческую и об­ществоведческую составляющие. Практически все курсы географии имеют экологическую направленность. География способна вобрать в себя знания из всех дру­гих учебных дисциплин, и позволяет формировать пред­ставление о многообразии мира, о взаимос­вязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспек­тов единства природы и человека автоматиче­ски приводит нас к экологии.

        В связи с этим  на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе  обучения географии. Изучение курса  географии  не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности обучающихся  по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. 

      По итогам нашей исследовательской работы мы предлагаем следующее:

1. В процессе обучения необходимо наиболее полно использовать экологические возможности географии как науки в свете требований ФГОС нового поколения.

2. Экологическую культуру необходимо рассматривать как часть педагогической культуры и потому считать возможным применять общепедагогические методы воспитания.

3. Целесообразно как можно полнее учитывать и использовать особенности региона, его географическое положение, экологический фон, демографические характеристики, традиции и обычаи народов, его населяющих. Воспитательная работа должна быть направлена на развитие у обучающихся уважительного отношения к природе, людям труда, стремления беречь землю, воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.

2. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

3. Грехова Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009 .

4. Душина И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина -М., 2007. 

5. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в  федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н. Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.

6. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии./ И.Р. Казимирова - Гомель, 2000.

7. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М.: Просвещение, 2011.

8. Лиханова Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования/ Т.Н. Лиханова   - Пенза, 2001.

9. Методика обучения и экологии в XXI веке. /Тезисы докладов научно-практической конференции - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

10. Миронов А.В. Экологическая составляющая географического  образования (в свете требований ФГОС). /А.В. Миронов//География и экология.-2012. - №10.


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда

ВВЕДЕНИЕ Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда

Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую…

Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую…

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования основ экологической культуры согласно требованиям

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования основ экологической культуры согласно требованиям

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г

Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который…

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который…

Поскольку возможна операционализация формируемых действий, то цель диагностичная, можно однозначно сформулировать критерии ее достижения

Поскольку возможна операционализация формируемых действий, то цель диагностичная, можно однозначно сформулировать критерии ее достижения

То есть, обеспечивает комплексное достижение целей экологического образования, которые формулировались в разное время разными авторами

То есть, обеспечивает комплексное достижение целей экологического образования, которые формулировались в разное время разными авторами

Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития

Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития

Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»; • «овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инстру­ментов для определения количественных и ка­чественных характеристик…

Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»; • «овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инстру­ментов для определения количественных и ка­чественных характеристик…

Понятие и содержание экологической культуры

Понятие и содержание экологической культуры

В структуре экологической культуры человека чаще выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных…

В структуре экологической культуры человека чаще выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных…

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты: - когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления; - аксиологический (экологические…

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты: - когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления; - аксиологический (экологические…

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни

В тоже время рассмотрение географических аспек­тов единства природы и человека автоматиче­ски приводит нас к экологии

В тоже время рассмотрение географических аспек­тов единства природы и человека автоматиче­ски приводит нас к экологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения , усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения , усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях

В процессе обучения необходимо наиболее полно использовать экологические возможности географии как науки в свете требований

В процессе обучения необходимо наиболее полно использовать экологические возможности географии как науки в свете требований

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2021