Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов образования"
Оценка 5

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов образования"

Оценка 5
docx
21.06.2020
Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов образования"
доклад.docx

 

ТЕМА: « Формирование метапредметных результатов образования»

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

 

Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным - от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При реализации деятельностного подхода, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·         планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·         прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·         коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

·         оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

·         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·         самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·         поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·         структурирование знаний;

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·         выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·         смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·         постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

К коммуникативным действиям относятся:

·         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·         постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·         разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·         управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

·         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.

При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метапредметного уровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.

Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

 

1.    Подготовить учащихся к продуктивной работе.

2.    Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.

3.    Обеспечить осознанность работы.

4.    Продумать организацию деятельности учащихся.

5.    Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.

6.    Организовать обсуждение результатов.

7.    Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

Возможности формирования метапредметной деятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий.

 

Метапредметные технологии:

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Интерактивное обучение

Личностно–ориентированные технологии обучения.

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.


 

ТЕМА: « Формирование метапредметных результатов образования»

ТЕМА: « Формирование метапредметных результатов образования»

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Подготовить учащихся к продуктивной работе

Подготовить учащихся к продуктивной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020