ДОКЛАД на тему: «Игровые технологии, методика проведения и их влияние на развитие познавательных и творческих способностей детей»

ДОКЛАД на тему: «Игровые технологии, методика проведения и их влияние на развитие познавательных и творческих способностей детей»

Педсоветы
docx
воспитательная работа
07.02.2020
В докладе говорится о значении игровых технологий в обучении детей, о методике их проведения, отличительных компонентах, о достоинствах и недостатках данной формы обучения

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ДОКЛАД 2.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

САНАТОРИЙ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № _____

от «___»___________2019г.

                Утверждено

                заведующей педагогической частью

                ______________Ю.В. Жосан

                 от «____»__________2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему: «Игровые технологии, методика проведения и их влияние на развитие познавательных и творческих способностей детей»

воспитателя Аштаевой Валентины Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория 2019г.

 

Одним из основных видов человеческой деятельности, помимо труда и учения, является игра. Значимость такой деятельности связана с тем, что с её помощью у людей происходит усвоение общественного опыта и эффективное формирование личности, воспитываются нравственные качества, а также развиваются творческие способности.

Особенно необходима эта деятельность детям для того, чтобы они стали всесторонне развитой личностью. Это утверждение подкрепляется следующими словами великого педагога А.С. Макаренко: «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

Существуют великое множество педагогических игр, которые отличаются между собой в зависимости от:

·                    выполнения дидактических целей;

·                    организационной структуры;

·                    возрастных возможностей их применения;

·                    специфики содержания.

Кроме этого они подразделяются ещё на 2 группы: по характеру педагогического процесса и по характеру игровой методики.

К первой группе относится целый ряд педагогических игр. Они бывают:

·                    обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

·                    познавательные, воспитательные, развивающие;

·                    репродуктивные, продуктивные, творческие;

·                    коммуникативные, диагностические и другие.

Игры второй группы делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.

Главной целью игры является «разбудить» заинтересованность детей к познанию и обучению. То есть тесный симбиоз образовательного содержания и игровой деятельности может привести к решению одной из главных педагогических проблем, а именно проблемы мотивации учебной деятельности. Из этого утверждения можно сделать вывод - игра учит, а значит, является средством обучения.

Уже множество лет учебная игра как технология обучения интересна ученым и практикам, так как она создаёт эмоциональный подъём, а мотивы игровой деятельности дают ориентиры на её осмысление.

Данная технология состоит из мотивационного, ориентационно-целевого, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного компонентов. Каждому из этих компонентов соответствует структурный элемент игры. Такое их соотношение можно выразить в виде схемы.

Мотивационный                                                          Установка на игру, игровая ситуация

Ориентационно-целевой                                             Задачи игры

Содержательно-операционный                                    Правила игры, игровые действия

Ценностно-волевой                                                     Игровое состояние

Оценочный                                                                  Результат игры

Как же осуществляется игровая технология на практике? Какова методика её проведения?

Первоначально производиться установка на игру. Чаще всего педагог создаёт условия, способные увлечь детей с помощью выдуманной истории, использования слайдов, рисунков, кинофрагментов и др. Далее предлагается игровая ситуация,  которая может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В ней должны участвовать определенное количество учеников, выполняющие определенные действия.

После этого ставятся игровые задачи, тесно связанные с учебными, которые в свою очередь, находятся в завуалированном, неявном виде. Благодаря такому симбиозу производится непреднамеренное обучение детей. Педагог может попросить решить кроссворд, либо найти ошибку и т.д.

Далее педагогом озвучиваются правила игры, которые должны гармонировать с ролью участника, и быть ориентированы на выполнение операций в конкретной последовательности. Данные правила реализуются в игровых действиях, которые психологами подразделяются на внешние и умственные. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.

При правильном проведении вышеперечисленных структурных игровых элементов у детей должно возникать определённое игровое состояние, характеризующееся наличием переживания, активизацией их воображения и эмоционального отношения к действительности. Данное состояние поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью такой деятельности является переход от игры к творчеству, к научной логике.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра это:

·                    эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности детей;

·                    тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;

·                    стимулятор умственной деятельности, развития внимания и познавательного интереса к предмету;

·                    усилитель работоспособности, процессов преодоления пассивности детей;

·                    инициатор развития творчества и раскрытия талантов.

Какое же влияние оказывают игровые технологии на образовательный процесс? Ответ один – очень большое, так как включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Следует отметить, что многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности. Это позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных занятиях. Например, для развития интеллектуальной мыслительной деятельности детей можно использовать игры «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом», а для творческих способностей – «Картинка», «Архитектор», «Обведи свою ладонь и оживи» и др.

Также не нужно забывать, что для каждой возрастной категории детей следует выбирать соответствующие игры. Так, у маленьких детей для расширения интересов и знаний, а также их эффективного понимания необходимо использовать активные игры. А вот ребята постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. Подростки стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг.

Подводя итог всему вышеизложенному можно отметить достоинства игровых технологий, заключающиеся в том, что они:

·                    способствуют повышению интереса, развитию мышления и творческих способностей;

·                    несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

·                    происходит передача опыта старших поколений младшим;

·                    является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

·                    способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

·                    сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

·                    подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

·                    увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

·                    невозможность использовать на любом материале;

·                    сложность в оценки детей.

Но, несмотря на все минусы, данные технологии необходимо применять педагогам, так как они источник познания и творчества детей.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.                  Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

2.                  Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

3.                  Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.

4.                  Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

5.                  Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. − 222 с.

6.                  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)