ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
САНАТОРИЙ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»___________2019г. |
Утверждено заведующей педагогической частью ______________Ю.В. Жосан от «____»__________2019г. |
ДОКЛАД
на тему: «Игровые технологии, методика проведения и их влияние на развитие познавательных и творческих способностей детей»
воспитателя Аштаевой Валентины Сергеевны
Евпатория 2019г.
Одним из основных видов человеческой деятельности, помимо труда и учения, является игра. Значимость такой деятельности связана с тем, что с её помощью у людей происходит усвоение общественного опыта и эффективное формирование личности, воспитываются нравственные качества, а также развиваются творческие способности.
Особенно необходима эта деятельность детям для того, чтобы они стали всесторонне развитой личностью. Это утверждение подкрепляется следующими словами великого педагога А.С. Макаренко: «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Существуют великое множество педагогических игр, которые отличаются между собой в зависимости от:
· выполнения дидактических целей;
· организационной структуры;
· возрастных возможностей их применения;
· специфики содержания.
Кроме этого они подразделяются ещё на 2 группы: по характеру педагогического процесса и по характеру игровой методики.
К первой группе относится целый ряд педагогических игр. Они бывают:
· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические и другие.
Игры второй группы делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.
Главной целью игры является «разбудить» заинтересованность детей к познанию и обучению. То есть тесный симбиоз образовательного содержания и игровой деятельности может привести к решению одной из главных педагогических проблем, а именно проблемы мотивации учебной деятельности. Из этого утверждения можно сделать вывод - игра учит, а значит, является средством обучения.
Уже множество лет учебная игра как технология обучения интересна ученым и практикам, так как она создаёт эмоциональный подъём, а мотивы игровой деятельности дают ориентиры на её осмысление.
Данная технология состоит из мотивационного, ориентационно-целевого, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного компонентов. Каждому из этих компонентов соответствует структурный элемент игры. Такое их соотношение можно выразить в виде схемы.
Мотивационный Установка на игру, игровая ситуация
Ориентационно-целевой Задачи игры
Содержательно-операционный Правила игры, игровые действия
Ценностно-волевой Игровое состояние
Оценочный Результат игры
Как же осуществляется игровая технология на практике? Какова методика её проведения?
Первоначально производиться установка на игру. Чаще всего педагог создаёт условия, способные увлечь детей с помощью выдуманной истории, использования слайдов, рисунков, кинофрагментов и др. Далее предлагается игровая ситуация, которая может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В ней должны участвовать определенное количество учеников, выполняющие определенные действия.
После этого ставятся игровые задачи, тесно связанные с учебными, которые в свою очередь, находятся в завуалированном, неявном виде. Благодаря такому симбиозу производится непреднамеренное обучение детей. Педагог может попросить решить кроссворд, либо найти ошибку и т.д.
Далее педагогом озвучиваются правила игры, которые должны гармонировать с ролью участника, и быть ориентированы на выполнение операций в конкретной последовательности. Данные правила реализуются в игровых действиях, которые психологами подразделяются на внешние и умственные. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.
При правильном проведении вышеперечисленных структурных игровых элементов у детей должно возникать определённое игровое состояние, характеризующееся наличием переживания, активизацией их воображения и эмоционального отношения к действительности. Данное состояние поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью такой деятельности является переход от игры к творчеству, к научной логике.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра это:
· эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности детей;
· тренировка памяти, помогающая выработать речевые умения и навыки;
· стимулятор умственной деятельности, развития внимания и познавательного интереса к предмету;
· усилитель работоспособности, процессов преодоления пассивности детей;
· инициатор развития творчества и раскрытия талантов.
Какое же влияние оказывают игровые технологии на образовательный процесс? Ответ один – очень большое, так как включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Следует отметить, что многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности. Это позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных занятиях. Например, для развития интеллектуальной мыслительной деятельности детей можно использовать игры «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом», а для творческих способностей – «Картинка», «Архитектор», «Обведи свою ладонь и оживи» и др.
Также не нужно забывать, что для каждой возрастной категории детей следует выбирать соответствующие игры. Так, у маленьких детей для расширения интересов и знаний, а также их эффективного понимания необходимо использовать активные игры. А вот ребята постарше увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. Подростки стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг.
Подводя итог всему вышеизложенному можно отметить достоинства игровых технологий, заключающиеся в том, что они:
· способствуют повышению интереса, развитию мышления и творческих способностей;
· несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
· происходит передача опыта старших поколений младшим;
· является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
· способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
· сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
· подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
· увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
· невозможность использовать на любом материале;
· сложность в оценки детей.
Но, несмотря на все минусы, данные технологии необходимо применять педагогам, так как они источник познания и творчества детей.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. − 222 с.
6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.