ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
САНАТОРИЙ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»___________2019г. |
Утверждено заведующей педагогической частью ______________Ю.В. Жосан от «____»__________2019г. |
ДОКЛАД
на тему: «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей»
воспитателя Аштаевой Валентины Сергеевны
Евпатория 2019г.
Без сомнения, многие из нас согласятся с таким утверждением, что игра является жизненной лабораторией детства, с помощью которой перед каждым ребёнком раскрывается окружающий мир, активизируются творческие и познавательные способности личности. Она является той искрой, которая способна зажечь пытливость и любознательность подрастающего поколения, той «волшебной палочкой», помогающей взрослым сплотить активный, дружный и творческий детский коллектив.
Игра (игровая технология) – это одна из уникальнейших форм обучения, позволяющая всесторонне раскрыть ребёнка. В этой деятельности дети, с одной стороны, учатся общаться, оказывать взаимные услуги, защищать интересы коллектива, а с другой стороны – соревнуясь друг с другом, выслушивать и воспринимать критические высказывания по отношению к себе.
Чтобы узнать побольше о данной технологии и об её влиянии на развитие способностей детей необходимо, в первую очередь, определиться что же такое игра? Каким критериям она должна соответствовать для получения положительного результата от обучения?
Игра – это погружение в среду, где применимы особые правила и достигаются особые цели. Она позволяет превратить скучную либо малопонятную информацию, необходимую для обучения, в доступную и занимательную, способна одновременно повысить эффективность занятия и развивать личность воспитанника. Кроме этого данная форма учебной деятельности создает на занятии атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению детей, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же она способствует психологической разгрузке малышей, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Игра должна соответствовать определенным критериям. Во-первых, в ней должна присутствовать интрига, то есть её исход не должен быть предсказуемым. Во-вторых, участвующие в ней люди должны преодолевать какие-либо трудности, решать непростые, но посильные задачи. Ведь данная деятельность - это всегда работа над собой, приводящая к личностному развитию, прогрессу. В-третьих, желательно чтобы у игры был интересный сюжет. В-четвертых, правила в ней должны быть понятны всем участникам и безоговорочно выполняться. В-пятых, для неё нужен позитивный настрой. Соблюдение всех этих критериев обеспечит игре важное качество – игровую сбалансированность, а это условие, в итоге приведёт к желаемому результату.
Современные требования к образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития детей. Для того чтобы вызвать у ребёнка интерес к игровым технологиям, они прибегают к таким задачам:
- вызвать у детей интерес к развивающим играм, желание действовать с дидактическим материалом;
- способствовать к формированию сенсорных эталонов, умению сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине;
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей детей;
- воспитывать у них самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Чёткое выполнение вышеперечисленных задач обеспечивает получение таких результатов, как:
- овладение ребенком способами действий, необходимых для возникновения элементарных математических представлений;
- развитие у детей способностей к моделированию и конструированию;
- формирование познавательных интересов, умения использовать занимательный игровой материал, как в образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Поэтому применение игровых технологий в этот период очень важно, так как на успешное обучение и развитие способностей детей влияет имеющиеся у детей знания, содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Развитие ребенка в игровой деятельности происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы разрешить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Следовательно, при этом формируется способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это возможно лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Игровые современные технологии помогают в решении многих из перечисленных проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает им переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности детей к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Реализация игровых технологий опирается на такие положения, как:
- эта деятельность стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в ней позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- она позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- цель обучения смещается с содержания на методы, принципы и способы мышления;
- создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
В настоящее время существует огромное количество игровых технологий для развития познавательных и творческих способностей детей (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, двухцветный квадрат Воскобовича и др.). Наиболее популярными среди них становятся инновационные, позволяющие в большей степени активировать умственные возможности детей при помощи автоматизированных технических систем. Примером, таких технологических игр является конструктор LEGO WeDo. Кроме этого, в игровых технологиях зачастую пользуются средствами ИКТ в виде мультимедийных кинопроекторов, интерактивных столов Activ Table, позволяющие не только развивать логику, память, речь, внимание, воображение и т.п., но и коммуникативные способности детей.
Дошкольный возраст является уникальным и важным периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность, а также развиваются познавательные и творческие способности детей. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, кроме перечисленных выше критериев, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Мы, педагоги, должны воспитывать, обучать, развивать ребёнка именно в игре, эта тема всегда будет важна и актуальна.
Список используемой литературы:
1. ВавиловаЛ.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
2. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
3. Кудрявцева Е. А. Организация игровой деятельности в ДОО: технология и содержание, Учитель 2016.
4. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - № 5
5. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру //Старший воспитатель, 2007 - № 6
6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.-С.140-146.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
8. Гин С.И. Приемы педагогической техники. – М., 2005.
9. Гурин Ю.В. Урок + игра. Современные технологии для школьников. – М., 2010.
10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.