Республика Дагестан
Дербентский район
МБОУ «Аглобинская СОШ»
Выступление Мирзаева Сарван Фикретовича
на ШМО учителей родного языка и литературы
МБОУ«Аглобинская СОШ»на тему:
«Методы и формы организации внеклассной и внеурочной деятельности»
(14.12.2019 год)
«Форма организации внеурочной деятельности школьников».
( Выступление на МО учителей родного языка и литературы.)
Учитель : Мирзаев С.Ф.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
· учебный план образовательного учреждения;
· дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
· классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Духовно – нравственное
3. Общеинтел-лектуальное
4. Общекультурное
5. Социальное
Виды внеурочной деятельности:
· Игровая деятельность
· Познавательная деятельность
· Проблемно – ценностное общение
· Досугово – развлекательная деятельность
· Художественное творчество
· Социальное творчество
· Трудовая деятельность
· Спортивно-оздоровительная деятельность
· Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
· Кружок
· Студия
· Секция
· Клуб
· Объединение
· Факультатив
· Научное общество
· Конференция
· Слет
· Игра
· Соревнование
· Турнир
· Встреча
· Концерт
· Спектакль
· Практика
· Экскурсия
· Культпоход
· Туристический поход
· Субботник
· Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
· Посещение спортивных секций
· Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
· Проведение бесед по охране здоровья.
· Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
· Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
· Участие в спортивных соревнованиях.
· Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
· Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
· Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
· Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
· Проектная деятельность;
· Участие в научно-исследовательских конференциях;
· Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
· Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
· Выставки рисунков.
· Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
· Тематические классные часы.
· Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
· Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
· Проведение субботников.
· Работа на пришкольном участке.
· Разведение комнатных растений и уход за ними.
· Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
1. Словесно-логические.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
· Беседы на различные темы
· Дискуссии
· Собрания
· Конференции
· Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
2. Образно-художественные формы
· Концерты
· Спектакли
· Праздники
· КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
3. Трудовые формы внеурочной деятельности
· Работа на пришкольном участке
· Работа по оформлению и уборке кабинета
· Уход за комнатными растениями
· Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
· Помощь школьному библиотекарю
· Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
4. Игровые (досуговые) формы работы
· Совместные праздники
· Подготовка концертов, спектаклей
· Неделя театра, танца, вокала
· Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
· Соревнования
· Конкурсы
· КВНы
· Туристические походы
· Экскурсионные прогулки в парк
· Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
5. Психологические формы
· Лекции
· Беседы
· Дискуссии
· Психологические упражнения
· Консультации
· Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.