МКОУ «Аглобинская СОШ »
Дербентский район
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка
в условиях введения ФГОС
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Аглобинская СОШ »
Сардарова Эльвира Пиралиевна
2019
год
« В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...».
Ш. Амонашвили
Проблема развития творческих способностей непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.«одаренные дети» (одарённый ребенок). Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, развитие творческого мышления и воображения. Б. М. Теплов определял одаренность как совокупность способностей.
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
1. Проблема выявления одаренных детей.
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не менее 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь?Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
Учащийся 5-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Важно знать индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска..
Начиная с 5 класса, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат.
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
· выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
· расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· формирование системы работы с одаренными учащимися;
· творческая самореализация ученика школы через участие вразного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
· увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Организация работы с одарёнными обучающимися
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе. |
Сентябрь |
2 |
Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. |
Сентябрь |
3 |
Создание банка данных одарённых детей. |
Сентябрь |
4 |
Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка». |
В течение года |
5 |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы |
В течение года |
6 |
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. |
В течение года |
7 |
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий. |
В течение года |
8 |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих. |
В течение года |
9 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся |
В течение года |
10 |
Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык). |
Сентябрь-октябрь |
11 |
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык). |
Октябрь |
12 |
Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время. |
Октябрь-ноябрь |
13 |
Неделя русского языка и литературы. Участие в предметных мероприятиях. |
По плану работы МО |
14 |
Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. |
В течение года |
15 |
Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. |
В течение года |
16 |
Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий. |
В течение года |
17 |
Подбор заданий повышенного уровня сложности. |
В течение года |
18 |
Вовлечение в активную внеклассную творческую работу. |
|
19 |
Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе». |
В течение года |
20 |
Выставка творческих работ учащихся. |
Апрель |
21 |
Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. |
В течение года |
22 |
Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности. |
В течение года |
23 |
Занятия по составленному плану 3 раза в месяц |
В течение года |
24 |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. |
В течение года |
Работаю в следующих направлениях:
I - разноуровневый подход к детям,
Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.
I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем. (оценка “3”)
II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)
III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”).
Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
II - обучение самостоятельной работе
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
III -обучение исследовательской работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
Систематически предлагать учащимся творческие задания: написать сочинение,репортаж,заметку в газету ит.д.,составить кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов.
Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.
Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию.
Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
Большое внимание придаю вовлечениюталантливых детей во внеурочную работу по математике. В школе проводятся недели русского языка, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Формы работы:
· олимпиады по предметам;
· научно-практические конференции;
· выступления и доклады;
· активная внеклассная работа;
· предметные недели;
· вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
· ролевые игры;
· классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
· консультирование по возникшей проблеме;
· научные кружки, общества;
· дискуссии;
· интеллектуальные марафоны;
· различные конкурсы и викторины;
· проекты по различной тематике.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач
Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету.
Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми :
1. Разработка и внедрение эффективной системы методов выявления детской одаренности.
2. Создание условий для непрерывного развития выдающихся способностей детей (общих, специальных, творческих, лидерских, психомоторных, технических и т.д.).
3. Создание условий для социально-педагогической поддержки одаренных детей.
4. Формирование системы педагогической и психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школы, работающих с одаренными детьми.
5. Подготовка и апробация нового поколения программно-методических комплектов, пособий для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
6. Создание необходимой материально-технической базы школы для работы с одаренными детьми.
Список использованной литературы:
1.Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
2.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М. : Знание, 1991.
3.Психологические особенности работы с одаренными детьми: учебное пособие / сост. А. В. Кайсарова. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013.– 80 с.
4.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. И. Савенков. – М., 2013.– 89 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.