Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования на уроках специальных дисциплин»
Оценка 4.9

Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования на уроках специальных дисциплин»

Оценка 4.9
Документация
docx
преподавание
9 кл—11 кл
17.02.2020
Доклад на тему  «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования на уроках специальных дисциплин»
Повышение мотивациистудентов к обучению в соответствии с требованиями ФГОС Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке. Задачи: - через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»; - используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации; - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Доклад по самообразованию 2019-20.docx

 

Министерство образования Саратовской области

 Новобурасский филиал

Государственное автономное образовательное учреждение Саратовской области «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

 «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования на уроках специальных дисциплин»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

                                                                     Выполнила мастер п/о Москвичёва М.Н.                                                                             

 

 

                              

                   

 

 

 

2020г.

Повышение мотивациистудентов к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.

Задачи:

- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;

- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

    Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и новации

Сложно разобраться в самом процессе мотивации, природе ее возникновения, т.к. это связано со многими психическими процессами. Итак, мы поговорим о методах и приемах ее формирования.
   Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс. 
                                                I. Мотивационный этап.
Не раз применительно к процессу обучения цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. 
Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Доказано, что устойчивый познавательный интерес студентов, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
                                            II. Операционально-познавательный этап.
Итак, начнем с того, что  означает понятие мотив, мотивация, учебная мотивация.
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность».
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Учебная мотивация – это направленность студента на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев). Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.
1. Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.
2. Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.
3.Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
Иначе ведут себя ученики, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможности успеха.
Студенты со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – с везением или лёгкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.
Отсюда вытекает основная задача преподавателя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Важную роль в формировании мотивации играет сам преподователь, его личность. ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ!
Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Преподаватель должен ожидать от каждого студента высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Преподаватель должен любить студентов, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Сотрудничество преподаватель и студент, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого студента на правильное решение.
Также немаловажную роль играет создание эмоционально-комфортной обстановки.
Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.
Преподаватель, с момента появления студента в техникуме, нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения студента к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность студента, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих студентов перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у студентов адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности преподавателя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то студент еще не знает, пока не усвоил, не умеет.
        Активизация учебно-познавательной деятельности.
1. Занимательные задачи. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у студентов чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока. 
2. Познавательные вопросы.
3. Развивающие упражнения.
4. Творческие задания.
5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.
                Максимально возможное снятие внешнего контроля. 
Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Психологи отмечают, что введение поощрений и наказаний, выполняющих функцию внешнего контроля, ослабляет внутреннюю мотивацию. У человека создается впечатление, что не он сам, а внешние оценки являются причинами его поведения. В результате этого обучение начинает выполняться не в силу его внутренних достоинств, а ради внешних наград.
Все сказанное не означает, что внешние награды и порицания совершенно бесполезны и не нужны. Они нужны, но в совершенно другой функции. Они должны не контролировать деятельность, а информировать студента об успешности его деятельности. Важным принципом должен стать принцип отсутствия наказания за неудачи.
Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности студентов. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех студентов. То, что для одного студента является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации к обучению у студентов.

Мотивация…Что же это такое?

Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то Мотивация – это  побуждение к действию

Если рассматривать этот термин с точки зрения педагогики, то

Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает студента к самостоятельным действиям. 

Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание студентов на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.

Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»); 

- актуализировать требования к студенту со стороны учебной деятельности т.е («надо»); 

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

                                                Приемы  мотивации:

1. Яркое пятно

     В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, просмотр фрагментов фильма.

Этот приём используют на уроках открытия нового знания.

2. Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят студентом на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Примеры: Объясните, почему…?   Почему вы считаете…?   В чем различие…? Предположите, что будет если…?  На что похоже…? Кто? Что?

Когда…? Может…?  Будет…? Мог ли…?   Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

. Приём «Корзина идей»

  Это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме.

4. «Удивляй»

- это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

-Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто преподаватель, отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной)

- Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента)

- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду)

- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.

5. «Отсроченная отгадка»

В начале урока задаётся загадка (какой то удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие

6. Ассоциативный ряд

Запишите слова – ассоциации к слову воздух, солнце, вода, совесть, друг

7. «Верите ли вы, что…».

 Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в парах, группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

- Земля – это одна из планет солнечной системы.

- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар и т.д.

В конце урока возвращаемся к этой таблице и видим, на сколько были правы.

Этот приём можно использовать и на уроках рефлексии и на уроках открытия нового знания.

8. Проблемная ситуация

   Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

 

 


 

Министерство образования Саратовской области

Министерство образования Саратовской области

Повышение мотивациистудентов к обучению в соответствии с требованиями

Повышение мотивациистудентов к обучению в соответствии с требованиями

По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В

По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в…

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в…

Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то

Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме
Скачать файл