Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
Доклад на тему:
Использование на уроках интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Подготовила: преподаватель Курячая О.А.
Луганск
2021
Использование на уроках интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Обмен опытом
Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.
Наиболее ёмкие понятия, отражающие единство обучения, воспитания и развития - это понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. Действующие государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ГОС СПО) основаны на формировании общих и профессиональных компетенций, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
На современном этапе развития образования пассивный режим обучения становится неактуальным. Более широко начинают использоваться активные методы. Они являются такой формой взаимодействия педагога с обучающимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Студенты при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность студентов и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. К тому же если при пассивном методе главенствует авторитарный стиль, то при активном способе он переходит в демократический.
Однако и у данной модели имеются некоторые недостатки. При ее использовании обучающиеся являются субъектами обучения только для себя. Студенты общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом. Таким образом, активный метод обучения имеет одностороннюю направленность. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит студентов обмену знаниями. Не позволяет он и набраться опыта взаимодействия в группе.
Существуют еще и современные интерактивные технологии обучения. При такой методике весь урок проходит в режиме диалога или беседы с кем-либо. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Некоторые даже ставят между ними знак равенства. Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой. Каково же место преподавателя на таком уроке? Он направляет деятельность обучающихся к выполнению поставленных перед группой задач. Таким образом, интерактивная технология обучения - это не что иное, как современная форма активного метода.
Само слово "интерактив" пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.
Инновационная форма подачи знаний призвана создать максимально комфортные условия обучающимся. Интерактивные технологии обучения в ОО предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств. Информационные потоки проникают в сознание обучающихся и активизируют мозговую деятельность. Разумеется, интерактивная технология обучения требует полностью изменить существующую структуру урока. Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого преподавателя.
В структуре современного урока должна по максимуму быть применена технология интерактивных методов обучения, представляющая собой конкретные приемы. При их использовании получение знаний будет более интересным и насыщенным. Так что же такое интерактивные технологии обучения? Это такие приемы, когда обучающийся постоянно реагирует на объективные и субъективные отношения системы обучения, периодически входя в ее состав в качестве активного элемента.
Главной целью образовательного процесса является целостное развитие личности обучающегося при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. А этому в полной мере содействуют современные интерактивные технологии. При их применении обучающийся самостоятельно идет по пути к знаниям и усваивает их в большем объеме.
Технология интерактивных методов обучения призвана:
- активизировать индивидуальные умственные процессы обучающихся;
- пробуждать внутренний диалог обучающегося;
- обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена;
- осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия;
- вывести обучающегося на позицию, где он станет субъектом обучения;
- обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между обучающимися.
Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед преподавателем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний. При этом важно:
- выявить многообразие точек зрения;
- обращаться к личному опыту участников диалога;
- поддерживать активность обучающихся;
- соединять практику с теорией;
- способствовать взаимообогащению опыта участников;
- облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
- поощрять творчество обучающихся.
Технологии организации интерактивного обучения являются самыми передовыми на сегодняшний день. Их сущность сводится к передаче информации не в пассивном, а в активном режиме при использовании приема создания проблемных ситуаций. Задачей урока является не передача готовых знаний студентам или их направление к самостоятельному преодолению трудностей. Интерактивная технология обучения отличается от прочих существующих методик разумным сочетанием собственной инициативы подростка с педагогическим управлением уроком. Все это способствует достижению главной цели обучения – созданию всесторонней и гармонично развитой личности.
Использование интерактивных технологий обучения позволяет:
- повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
- ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике. Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию обучающихся. К тому же обмен информацией между студентом и преподавателем повышает уверенность подростка в правильности сделанных им выводов.
Использование интерактивных технологий обучения происходит при непосредственном взаимодействии студентов с учебным окружением. Оно выступает в качестве реальности, в которой студенты приобретают опыт, являющийся центральным активатором учебного познания. При обычном пассивном или активном обучении педагогу отведена роль своеобразного фильтра. Он вынужден пропускать через себя всю учебную информацию. В отличие от этих традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль преподавателя как помощника студента, активизирующего потоки информации. Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие обучающегося и преподавателя. Педагог уступает свою активность студентам, создавая условия для проявления их инициативы. Обучающиеся являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.
Технология развития интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения и т. д.
Также при интерактивном обучении педагогу отводится роль организатора-фасилитатора. Она состоит в налаживании взаимодействия обучающихся с физическим и социальным окружением. Для этого преподаватель разбивает студентов на подгруппы, координирует выполнение данных им заданий, побуждает к самостоятельному поиску ответов и т. д. Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Преподаватель не только обращается к уже накопленному опыту обучающихся, но и помогает им в поиске решений поставленных задач. Виды интерактивных технологий.
Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу преподаватель использует:
- работу в малых группах, разбивая студентов на пары, тройки и т. д.;
- методику карусели;
- эвристические беседы;
- лекции, изложение которых является проблемным;
- методику мозговых штурмов;
- деловые игры;
- конференции;
- семинары в форме дебатов или дискуссий;
- средства мультимедиа;
- технологии полноценного сотрудничества;
- метод проектов и т. д.
В процессе проведения интерактивного урока метод «Мозговой штурм» позволяет оперативно решить поставленную перед группой проблему с учетом максимального использования творческой активности обучающихся. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.
Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у обучающегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и студентами.
Приведу пример проведения практического занятия:
Подготовка заключается в разбиении обучающихся учебной группы на подгруппы по 6 человек в каждой. При этом каждый из студентов заранее индивидуально и самостоятельно решает выданные ему задачи по какой-либо из тем, изученных на практическом занятии ранее. Количество и качество задач подразумевается равным для всех студентов группы. Таким образом, уже на предварительном этапе обучение происходит в интерактивной форме.
Практическое занятие – это защита обучающимися подгруппы сделанного самостоятельно задания. Поскольку оцениваться будет работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, дается время для обсуждения полученных индивидуально решений задач внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного решения, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении предлагаемого решения – добиться исключительно правильного подхода в выборе метода решения и обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри подгруппы обсуждаются все задачи, выносимые на защиту для этой подгруппы.
Обучающийся приобретает следующие очень полезные навыки:
1. Умение изложить метод решения задачи,
2. Отстоять правильность выбранного подхода,
3. Ответить на поставленные другими членами группы
4. Вопросы (во время объяснения решения своих задач);
5. Вникнуть в процесс решения вновь изложенной задачи,
6. Обнаружить неточности в решении (при обсуждении решений задач других членов группы).
Важной особенностью такого подхода является вовлечение всех без исключения обучающихся в процесс обучения, во время которого происходит не только закрепление полученных навыков, но и возникает ситуация, позволяющая каждому из студентов наладить процесс коммуникации, обеспечивающий наиболее качественную подготовку всей подгруппы к защите индивидуальных заданий.
Когда обсуждение закончено, и подгруппа готова к процессу защиты, студент этой подгруппы делает соответствующую отметку на доске, где отмечены все подгруппы и номера задач, защита которых предусмотрена на занятии. Таким образом, преподаватель имеет информацию о готовности группы к ответу.
Сам процесс защиты задачи происходит также в активной форме, поскольку студент приводит решение какой-либо из своих задач, аргументировано показывает эффективность выбранного метода и отвечает на вопросы преподавателя, касающиеся предмета обсуждения (здесь возникает обратная связь студента с преподавателем).
Количество обучающихся, которые могут быть выбраны для ответа из каждой подгруппы определяется количеством задач, заданных для защиты, временем, отведенным на проведение такой защиты, количества подгрупп в группе. Например, при наличии 4 подгрупп и 2 академических часов на проведения занятия вполне можно проверить 3-4 задачи, т.е. могут быть выслушаны преподавателем примерно 12-16 обучающихся.
Результатом является выставленное (всей группе) количество баллов рейтинговой системы. Например, может быть предложен следующий подход:
3 балла – задача решена верно, метод выбран наиболее рационально, обучающийся грамотно отвечает на все поставленные преподавателем вопросы;
2 балла – задача решена верно, но при этом использован не самый рациональный метод (или обучающийся неуверенно отвечает на поставленные вопросы, ошибается, но сам себя исправляет);
1 балл – обучающийся может правильно решить задачу только с помощью наводящих вопросов преподавателя, но в процессе работы осваивает нужный учебный материал;
0 баллов – обучающийся не может привести решение задачи и не может ответить на наводящие вопросы преподавателя и обнаруживает полную неподготовленность по изучаемой тематике.
Список литературы:
1..Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004
2.Гавриловец К.В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса//Проблемы воспитания. 1995.Вып.1.
3.Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе. Мн.:Красико-Принт,2001.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.