Доклад на тему «История развития Уральского (Яицкого) казачества в период правления Петра 1».
Оценка 4.9

Доклад на тему «История развития Уральского (Яицкого) казачества в период правления Петра 1».

Оценка 4.9
docx
09.01.2023
Доклад на тему «История развития Уральского (Яицкого) казачества в период правления Петра 1».
Доклад.docx

Тема работы: «История развития Уральского (Яицкого) казачества в период правления Петра 1».

 

На краю Руси обширной,  
Вдоль Урала берегов,    
Проживает тихо-мирно    
Войско кровных казаков. 
Знают все икру Урала    
И уральских осетров,    
Только знают очень мало 
Про уральских казаков.  
Уральская казачья песня

Возникновение вольных казачьих общин на берегах реки Яик (Урал) относится к первой половине ХVI столетия.

Вместе с московскими дружинниками на Урал приходят и служилые казаки. Практически одновременно с этим идет процесс освоения районов по течению реки Яик казаками вольными. Сохранились предания и легенды, в которых говорится о вольных людях, обосновавшихся еще со времен Тамерлана на берегах Яика. На Яике обосновалась ватага удальцов во главе с атаманом Василием Гугней. О его происхождении рассказывали разное – одни считали Гугню донским казаком, другие – новгородским ушкуйником, бежавшим на Дон к казакам. Сначала он со своей ватагой промышлял на Волге и в Каспийском море, нападая на купеческие суда и караваны, потом сделал базой берега Яика, где лишь зимовал, отправляясь каждую весну на свой обычный промысел. Эта–то ватага, состоявшая из трех десятков человек и положила, судя по преданиям, начало заселения Яика казаками.

Берега Яика были заселены очень слабо. Живших здесь татар – сначала подданных ханов Золотой орды, а потом Ногайских князей, конечно, не радовало столь близкое соседство с казачьими ватагами. Мелкие вооруженные столкновения между теми и другими были нередки, тем более что у казаков довольно долго держался обычай добывать себе жен, нападая на окрестные селения.

Постоянные казачьи «городки» возникают позднее, в конце XVI – начале XVII веков. Яицкие казаки поддерживали постоянные связи с казаками волжскими и донскими, нередко объединялись с ними для организации совместных военных экспедиций. Постоянных же связей с Московским правительством, по крайней мере, до конца XVI века, у яицких казаков, по–видимому, не было. Поданными московских князей и царей они себя не считали. Границы Московского государства больше чем на тысячу верст отстояли тогда от Яика. В прошении на имя Петра I Яицкого станичного атамана Федора Михайлова с «товарищами» прямо говорится, что предки яицких казаков– вольные люди с Дону а также татары «из Крыму, с Кубани, из иных мусульманских народов». Но русские, православные составляли все–таки подавляющее большинство.

Затем долгое время Яицкое Войско исправно и верно правило  свою  нелегкую  службу  Белому  Царю. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось Кругом, который собирался в  Яицком  городке. Однако  на  Яике, как  и  на  Дону, царская  власть  укрепляла  свое  влияние  на  Войсковые  Дела  через  верхушку  Войска – войсковых  старшин – уважаемых  и  зажиточных  казаков. Именно  эта  верхушка  стала  опорой  царского  правительства  на  Вольном Яике.
         В  1681 году  от  Войска  в  отряд  князя  Булата – Черкасского  под  Чигирин  была  командирована  сотня  яицких  казаков, а  на  следующий  год  туда  же  были  отправлены  еще две  сотни  яицких  казаков. В  1683 году  для  усмирения  башкирских  волнений  в  Уфимскую  провинцию  от  Войска  было  послано  500 казаков. Затем  в  1684 – 1685 гг. казаки  и  атаманы  Яицкого  Войска  участвовали  в  Крымском  походе  русских  войск  под  командованием  князя  Василия  Голицына .
Начало  Петровских  преобразований  в  России  ознаменовалось  борьбой  за  выходы  к  морям. И  Яицкое  Войско  как  реальная  военная  сила  активно  участвовало  практически  во  всех  столкновениях  нарождающейся  русской  армии  с  неприятелем. В  1696 – 1687 гг. 500  яицких  казаков  участвовали  во  взятии  русскими  войсками  сильной  турецкой  крепости  Азов. А  в  1701 году  в  боевых  действиях  против  регулярной  шведской  армии  было  задействовано  2100  яицких  казаков.
        В  1708 году, когда  снова  вспыхнули  башкирские  волнения,  от  Войска  в  качестве  военной  и  полицейской  силы  было  задействовано  1200  казаков.

      В  1711 году  1000  яицких  казаков  под  началом  гетмана  Скоропадского  ходило  с  Апраксиным  в  Кубанский  поход.

     А  к  1713 году  при  Апраксине  находилось  уже  1500  тысячи  сынов  Вольного  Яика.
     В  1717 году  в  составе  отряда  князя  Бековича – Черкасского  под  Хиву  Войско  отправило  1500  казаков. И  тут  впервые  в  истории  Войска  казаки  не  только  потерпели  поражение  в  отдельном  столкновении  с  неприятелем, но  и  потеряли  свои  знамена. Этот  горький  эпизод  военной  истории  Войска  показывает, что  не  всегда  военное  счастье  сопутствовало  удару  казачьей  конной  лавы.
Петр  Великий, государь  постоянно  занятый, далеко  не  сразу  смог  заняться  обустройством  подвластных  ему  казачьих  земель.

Но  уже  в  1718 году  Петр  впервые  в  истории  Яицкого  Войска  назначил  Войскового  Атамана  и  его  помощника. В  результате  часть  яицких  казаков  была  объявлена  беглыми  крестьянами  и  царское  правительство  потребовало  их  возврата  помещикам.

А  21 декабря  1719 года  Яицкое  казачье  Войско  поступило  в  ведение    Коллегии  Иностранных  Дел. Таким  образом,  номинально  казаки  еще  были  по  сути  союзниками  Московскому  Государству. Однако  уже  3 марта 1721 года  Яицкое  казачье  Войско  перешло  в  ведение  Военной  коллегии .
       В  промежутке  между  этими  двумя  событиями, в  1720 году, Войско  опять  взбунтовалось. Казаки  отказались «возвращать»  помещикам  своих  братьев  по  оружию, которых  государство  отказалось  признать  вольными  казаками. В  результате  Казачий  Круг  заменил  назначенного  Атамана  выборным. Однако  военная  мощь  Войска  была  серьезно  подорвана: в  походе  против  шведов  участвовали  только  120  казаков, но  вот  для  укрепления  Иртышской  линии  сибирских  крепостей  от  Войска  была  отправлена  1000 казаков. Хотя  более  вероятно,  что  борьба  казачьей  общины  против  сил  целой  Империи  и  не  могла  окончиться  благополучно. Поэтому  уже  в  1723 году  восстание  Войска  было  жестоко  подавлено, а  руководители  казнены. А  в  результате  яицкие  казаки  потеряли  не  только  право  ИЗБИРАТЬ Войскового  Атамана, но  и  право  ИЗБИРАТЬ  вообще  всю  казачью  Старшину. Так,  по  сути,  состоялись  похороны  Казачьей  Демократии  на  землях  еще  одного  Казачьего  Войска.
Но  хозяйственная  и  боевая  жизнь  Войска  шла  своим  чередом. В  1723  и  1724 годах  Войско  высылало  казачьи  команды  для  борьбы  с  ногайцами  и  каракалпаками. А  с  1724 года  от  100  до  400  яицких  казаков  постоянно  служили  на  Кавказе  в  составе  расположенных  там  русских  частей. Императорская  Власть  должна  была  как  то  отметить  верную  Службу  казаков  и  в  1726 году  Яицкое  Войско  получило  в  дар  Атаманскую  Насеку.

Изучение системы управления Уральским  казачьим  войском

В 1681 году сто яицких казаков с атаманом Прокофием Семеновым воевали против поляков под Чигириным в отряде князя Булата–Черкасского. На следующий год туда же были направлены еще две сотни казаков под командованием атамана Белоусова.

В 1684 году полторы сотни яицких казаков во главе с атаманом Прокофием Тагаевским воевала в составе русских войск в большом по масштабу, но неудачном Крымском походе, предпринятом по инициативе и под командованием фаворита царевны Софьи – князя В.В. Голицына.

В 1685 году на войну против крымских татар было направлено еще двести казаков во главе с атаманом Яковом Васильевым. Но, главной задачей, которую ставило Московское правительство пред казаками Урала, была задача защищать юго–восточные рубежи Российского государства от кочевников из степей, называвшихся тогда киргиз–кайсацкими.

Яицкое казачье Войско считалось самым «бунтарским». Непокорность уральцев проявлялось при малейшем намерении властей ущемить их права и свободы. Не могли с этим примириться вольные люди. Волнения и беспорядки, переходившие иногда в открытое неповиновение и в вооруженное противостояние царским войскам, происходили на землях уральских казаков регулярно.

Оборона юго–восточной границы носила тогда очаговый характер. Прикрыть в достаточной мере границу казаки, да и вообще вооруженные формирования Российского государства тогда не могли. Поэтому укрепления создавались на наиболее опасных направлениях. Их тогда было три: Башкирия, район по течению реки Исеть с ее притоками и, наконец, Яик. Яицкое казачье войско несло пограничную и сторожевую службы по Яику. Отдельные казачьи ватаги совершали набеги на кочевников, ходили «за зипунами» вместе с волжскими и донскими казаками.

В 1721 году Яицкое казачье войско подчинено Военной коллегии, а в 1723 году была упразднена выборность атаманов и старшин. В 1748 году Яицкое казачье войско получило постоянную организацию в составе семи конных полков с артиллерией. Возглавлял войско наказной атаман. С середины XVIII века Яицкое казачье войско привлекалось к охране Нижнеяицкой укрепленной линии.

Уральское — единственное войско Российской Империи, которое до последнего дня сохранило свое общинное строение и имело общую землю, заповедную реку Урал, которая в пределах Войска принадлежала исключительно уральцам и рыболовство на ней производилось исключительно уральцами. Да и сами уральцы пользовались ею только в известные периоды в году. Зимой багренье, весной и осенью плавни и некоторые другие рыболовства. Так как уральцы исстари были рыболовами, то у них выработаны строжайшие правила и приемы этих рыболовств.
Казаки же и провели в жизнь уравнение в благах своей земли. Так как станицы, расположенные выше Уральска, имели хорошую землю и, занимаясь хлебопашеством , могли обойтись и без рыболовства, то казаки решили не пускать красную рыбу выше Уральска. Для этой цели они с узенького деревянного моста, перекинутого через Урал, спустили до дна, довольно часто, железные прутья. Рыба поднимаясь вверх по течению, доходит до этого преграждения, останавливается и возвращается обратно, ища других мест. Это сооружение называется «учуг».
Выше же уральское рыболовство вольное и какое угодно.                                                   Землей каждая станица пользовалась, как хотела, по своему, даже съезд выборных от станичных обществ не вмешивался в постановления станичных сходов, он их беспрепятственно утверждал                                                                                                                                 Единственная собственность могла быть у уральцев — это фруктовый сад. Казак подавал просьбу на станичный сход об отводе ему места для сада. Обыкновенно никаких препятствий не было, сход постановлял, Войсковой съезд утверждал, приезжал из Уральска землемер, отмеривал пять полагающихся десятин, и это была собственность казака навсегда и даже его потомков. Но удивительно, что очень немногие заводили эти сады. Казаки относились настолько ревниво к тому, что земля общая, что ее не хотели ни продавать никому и даже сдавать в аренду.         

Багренье

   Тот, кто никогда не бывал на Урале или же не встречался с уральскими казаками, даже и не слыхал такого слова, а, между тем, багренье — это целое событие в жизни уральцев. Багренье — особый вид зимнего рыболовства. Оно существовало только на Урале. Багренье — торжество, казачий праздник.

 С осени, с началом первых холодов, красная рыба — осетры, севрюга — идет на зимовку. Она собирается в станки (стада) и, выбрав себе место, опускается на дно, где и проводит время до теплых дней. Казаки следят за Уралом и замечают эти места. Обычно около Рождественских праздников особая комиссия из стариков, наблюдающих за Уралом, определяла, что лед достаточно окреп, чтобы выдержать всё Войско. Назначался день. Заблаговременно приготовлялись багры, подбагренники, пешни, чистилась сбруя, подновлялись сани, пеклись багренные витушки и накануне, в ночь, казаки на лучших конях выезжали на багренье. Ехали туда же жены и дети.
Казаки и казачата одеты в специальный багренный костюм: папаха с малиновым верхом, черная суконная куртка, заправленная в белые холщевые шаровары. Казачки одеты по-праздничному — в бархатные, на лисьем меху, шубы и в дорогие шали. Выезжали целыми станицами, ездили и в одиночку, но все сливались в один поток саней и двигались, не нарушая порядка, куда вёл головной. Там ставили лошадей в строгие правильные ряды. Казаки выстраивались на обоих берегах Урала длинным фронтом, и ждали. Казачки веселыми группами толпились сзади. На берегу стояла киргизская кибитка, и около нее собирались старшие чины Войска и их семьи. Около девяти часов, вдали, на фоне снежной степи, показывалась тройка, конвоируемая конными казаками. Ехал атаман. Тройка подкатывала к кибитке, и атаман, выйдя из саней, громко здоровался со станичниками. Дружный громкий ответ Войска несся в морозном воздухе. Потом наступала торжественная тишина. На лед, на середину Урала, выходил багренный атаман и давал знак к началу багренья. Колыхнулись ряды казаков и бегом двинулись к Уралу. С длинными баграми в руках прыгали казаки с яра в глубокий снег, катились по нему вниз и бежали по льду на стремя Урала. Останавливались и пешнями начинали пробивать во льду небольшие проруби. Проходило несколько секунд. Толстый лед прорублен. Почти одновременно поднимались древки багров, образуя целый лес, и тотчас же погружались в проруби. Начиналось багрение.
Рыба, напуганная шумом, поднималась и шла подо льдом, но встречала на своем пути багры и, поддетая крюком, подтягивалась ко льду. Сейчас же пробивалась большая прорубь и через мгновение рыба, подхваченная еще несколькими подбагренниками, же билась на льду и замерзала. Подъезжали сани с флагом, казаки, часто с трудом, клали на них огромную рыбу и увозили в барак на берегу, куда складывался весь улов.

   С большим вниманием и интересом следила толпа на берегу за тем, что делалось на льду, и появление каждой новой рыбы встречалось восторженным гулом. Первый день, по обычаю, разбагривали лучшую ятовь недалеко от Уральска; багренье было особое. Царское багренье. Царю в дар Войско отправляло по традиции весь этот улов. Большие обозы, а в последнее время несколько вагонов, груженных рыбой, шли ежегодно в Петербург, в «презент». К полудню начинали разъезжаться.

   Застоявшиеся на морозе кони рвались вперед, и казаки, довольные хорошим уловом, давали им полную волю. Начиналась скачка. По ровной широкой дороге, обгоняя друг друга, неслись в санках казаки. Крупной рысью шли сытые лошади, забрасывая снежной пылью седоков. Вихрем пролетает мимо вас пара в маленьких санках. Пригнувшись слегка к передку и выставив одну ногу из саней, сидит казак. Папаха, брови, усы и борода его белы от инея, и он, понемногу опуская вожжи, дает лошадям вое больше и больше хода А рядом с ним, откинувшись, повернув голову от ветра и летящего из-под копыт снега, сидит молодая казачка, взвизгивая слегка на ухабах, и смеются ее черные глаза из-под соболиных бровей и сверкают на солнце белые зубы. А за ними, догоняя или уже обгоняя, мчится другая пара, там третья, четвертая… и, глядя на них, вы чувствуете, что сегодня праздник, особый, уральский праздник. Бодрые и веселые, казаки возвращаются домой. Их ждут пироги, лепешки и весело кипящий самовар. После мороза приятно побаловаться чайком и в теплом уюте вспомнить н рассказать, что было утром.

   А к вечеру начинались опять сборы, и рано утром, часто и ночью, уезжали казаки снова багрить, на этот раз уже для себя, на другие рубежи. И так продолжалось несколько дней.
Дворы купцов-рыбников бывали завалены рыбой и там кипела работа. Распарывались огромные рыбы и вываливались в решета мешки икры. Тут же ее разделывали, засаливали и наполняли ею большие и маленькие банки. Тут же пластали рыбу на балыки и тёшку. Когда гости разъезжались, в сани каждого клалась банка с икрой, и никто не смел от нее отказаться.

   По всему свету рассылали купцы уральскую икру и уральских осетров, и весь мир лакомился ими.

Традиции казаков

   При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!» Казаки отвечали: «Слава Богу!» В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!»
   При исполнении гимна России, области войска согласно уставу снимали головные уборы.
   При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. 
   Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно — среди женщин.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже с незнакомым человеком, появившемся в хуторе или станице.
Дети и младшие по возрасту, казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «Дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
   При входе в хату крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, то же делали и при выходе.
   Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
   Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.
   Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо в пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
   За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии — нищему (считалось — лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.
   Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к себе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был расплачиваться тем же.
   Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста в могилу забивали осиновый кол.
   Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
   Детям, до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
   В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Вывод: исторически казачество было одной из наиболее передовых частей русского народа. Казачество внесло огромный в укрепление и развитие России, как сильной и могущественной державы. Так, Л.Н. Толстой писал, что "казаками построена Россия", и с этим трудно не согласиться. Заслуги казачества в деле создания России и защите ее интересов признаны всеми. За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность. Казачеству, возможно как никакой другой части русского народа довелось испытать на себе губительные последствия разного рода социальных экспериментов, включая и "расказачивание", бывшее по сути своей геноцидом. Но, несмотря на все эти беды, казачество как особое этнокультурное образование продолжает существовать и поныне

   О быте, обычаях и укладе о жизни казаков можно рассказывать долго. Они напрямую связаны с “Кодексом чести казака”. Казачество веками формировалось и проявляло себя как народное рыцарство, соединявшее высокое искусство воинов-профессионалов и умелый труд вольных земледельцев. Во всех сферах труда, где заняты казаки, утверждаются те высокие требования, честности и искренности, добротности и красоты, которые всегда отличали отношение казачества к делу.

   К казакам можно относиться по-разному. Можно не верить в их помыслы, считая, что это детские игры с переодеванием и пустым бряцанием оружия. И не год, не два понадобится казакам, чтобы зарекомендовать себя настоящей, а не мнимой силой. И все-таки надо объединяться, надо возрождать традиции. Сейчас, когда Россия вновь переживает опасную смуту и ее спасение зависит только от самих россиян, мобилизация всех духовных и физических сил наших соотечественников, в том числе и казаков, есть веление совести каждого, веление самой истории.

Список литература:

1.     http://mgutm.ru/kazachestvo/history.php

2.     https://znanio.ru/media/proekt-kazachestvo-urala-2578162

3.     Казачий словарь-справочник, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев

4.     http://sachev.ru/deyatelnost_kazachestvo_istoriya.htm

5.     https://histrf.ru/read/articles/iaitskiie-kazaki-mastiera-likhikh-diel-i-ratnykh-podvighov-na-blagho-otiechiestva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема работы: «История развития

Тема работы: «История развития

Постоянные казачьи «городки» возникают позднее, в конце

Постоянные казачьи «городки» возникают позднее, в конце

И Яицкое Войско как реальная военная сила активно участвовало практически во всех столкновениях нарождающейся русской армии с неприятелем

И Яицкое Войско как реальная военная сила активно участвовало практически во всех столкновениях нарождающейся русской армии с неприятелем

В промежутке между этими двумя событиями, в 1720 году,

В промежутке между этими двумя событиями, в 1720 году,

Крымском походе, предпринятом по инициативе и под командованием фаворита царевны

Крымском походе, предпринятом по инициативе и под командованием фаворита царевны

Да и сами уральцы пользовались ею только в известные периоды в году

Да и сами уральцы пользовались ею только в известные периоды в году

Оно существовало только на Урале

Оно существовало только на Урале

Начиналось багрение. Рыба, напуганная шумом, поднималась и шла подо льдом, но встречала на своем пути багры и, поддетая крюком, подтягивалась ко льду

Начиналось багрение. Рыба, напуганная шумом, поднималась и шла подо льдом, но встречала на своем пути багры и, поддетая крюком, подтягивалась ко льду

А к вечеру начинались опять сборы, и рано утром, часто и ночью, уезжали казаки снова багрить, на этот раз уже для себя, на другие рубежи

А к вечеру начинались опять сборы, и рано утром, часто и ночью, уезжали казаки снова багрить, на этот раз уже для себя, на другие рубежи

Дядька» и, если знали, называли имя

Дядька» и, если знали, называли имя

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023