Доклад на тему "Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки."
Оценка 4.6

Доклад на тему "Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки."

Оценка 4.6
docx
13.06.2024
Доклад на тему "Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки."
Доклад ord.docx

Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.

В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».

Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование основ национальных ценностей российского общества;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Овладение универсальными познавательными действиями

- базовые логические действия:

-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);

-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

 Базовые исследовательские действия:

  -на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

-анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму;

-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:

1) невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

2) вербальная коммуникация:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-готовить небольшие публичные выступления;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

-переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

Умения самоорганизации:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраивать последовательность выбранных действий.

Умения самоорганизации и самоконтроля: как часть регулятивных универсальных учебных действий:

-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:

-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

-принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

-участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:

-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи.

Аналогичные требования к результатам и при прохождении ступени ООО, за исключением формирования ещё  и эмоционального интеллекта, как способности-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и  ,  возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; -выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций

достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:

-восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;

-хоровое, ансамблевое и сольное пение;

-элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;

-музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;

-проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

-применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;

-перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Под  все эти виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, учитывая возрастные особенности, природные возможности учащихся и заданные во ФГОС личностные, предметные и метапредметные результаты. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.

Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:

  1. Что оценивается? (Какие результаты?)
  2. Как оценивается? (Какими методами?)
  3. Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
  4. Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)

Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:

  1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
  2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
  3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
  4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.

Формы контроля:

-наблюдение

- слушание и анализ музыки

-исполнение музыкальных произведений вокальных или инструментальных

-музыкальные викторины

-тесты

-работа по карточкам с разноуровневыми заданиями

-творческие проекты,

-ведение тетради

-письменный экспресс – опрос и др.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.

определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению.

- определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением.

- ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки).

- ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки).

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме.

- учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку.

- учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки.

- учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах.

- учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав.

Оценка теоретического материала

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.
Работа включает в себя 5 теоретических вопросов (проверяется знания музыкальной терминологии, основных понятий пройденной темы, особенностей стиля, жанров, музыкального языка композиторов разных народов и эпох, 5-й вопрос - высказывание личного отношения учащегося к прослушанным в течение четверти музыкальным произведениям разных композиторов).

- учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения)

- учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения).

- учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке).

- учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу).

Тестирование.
Тесты на повторение и закрепление темы(10 вопросов)

 

 

Терминологический диктант

- из 10 вопросов 1-2 правильных ответа.

- из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов

- из 10 вопросов 6-8 правильных ответов

- из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10.

 

 

 

 

Выполнение домашнего задания

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа не выполнена.

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась.

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

Оценивание хорового пения

Параметры

Критерии певческого развития

«2»

«3»

«4»

«5»

- чистота интонирования и ритмическая точность;

- знание стихотворного текста песни;

- качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни,

 

естественность звучания и дикционная ясность;

- умение петь в коллективе (слышать и себя и других).

- исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок

- учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения.

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение

                           

 

                            ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками

 

 «5» и «4».

Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.

Кроссворды

Отметка «5»:кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.

Отметка «4»:

  • кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.

Рефераты

По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.

Отметка «5»:

  • работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.

Исполнение детьми песен под минус или игра на муз инструментах

Отметка «5»:

-выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.

Отметка «4»:

-выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки

 

 

 

 

 

Критерии оценивания защиты творческого проекта

Критерии

Баллы

1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта

1-5

2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной,

1-5

3. Логичность и законченность работы

1-5

4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта

1-5

5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.

1-5

6. Оформление работы

1-5

Итого

30

 

Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов

Оценка

Количество баллов

«3»

13-18

«4»

19-24

«5»

25-30

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки

Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки

Базовые исследовательские действия: -на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;…

Базовые исследовательские действия: -на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;…

Умения самоорганизации: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий

Умения самоорганизации: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий

Модуль № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: -различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; -различать и характеризовать простейшие жанры музыки…

Модуль № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: -различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; -различать и характеризовать простейшие жанры музыки…

Под все эти виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, учитывая возрастные особенности, природные возможности учащихся и заданные во

Под все эти виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, учитывая возрастные особенности, природные возможности учащихся и заданные во

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки ( учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки ( учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме

Выполнение домашнего задания

Выполнение домашнего задания

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания защиты творческого проекта

Критерии оценивания защиты творческого проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024