Доклад на тему "Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки."

  • docx
  • 13.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад ord.docx

Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.

В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».

Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование основ национальных ценностей российского общества;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Овладение универсальными познавательными действиями

- базовые логические действия:

-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);

-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

 Базовые исследовательские действия:

  -на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

-анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму;

-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:

1) невербальная коммуникация:

-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

2) вербальная коммуникация:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-готовить небольшие публичные выступления;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

-переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

Умения самоорганизации:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраивать последовательность выбранных действий.

Умения самоорганизации и самоконтроля: как часть регулятивных универсальных учебных действий:

-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:

-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

-принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

-участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:

-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи.

Аналогичные требования к результатам и при прохождении ступени ООО, за исключением формирования ещё  и эмоционального интеллекта, как способности-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и  ,  возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; -выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций

достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:

-восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;

-хоровое, ансамблевое и сольное пение;

-элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;

-музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;

-проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

-применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;

-перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Под  все эти виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, учитывая возрастные особенности, природные возможности учащихся и заданные во ФГОС личностные, предметные и метапредметные результаты. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.

Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:

  1. Что оценивается? (Какие результаты?)
  2. Как оценивается? (Какими методами?)
  3. Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
  4. Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)

Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:

  1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
  2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
  3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
  4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.

Формы контроля:

-наблюдение

- слушание и анализ музыки

-исполнение музыкальных произведений вокальных или инструментальных

-музыкальные викторины

-тесты

-работа по карточкам с разноуровневыми заданиями

-творческие проекты,

-ведение тетради

-письменный экспресс – опрос и др.

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.

определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению.

- определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением.

- ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки).

- ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки).

Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме.

- учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку.

- учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки.

- учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах.

- учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав.

Оценка теоретического материала

Параметры

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме.
Работа включает в себя 5 теоретических вопросов (проверяется знания музыкальной терминологии, основных понятий пройденной темы, особенностей стиля, жанров, музыкального языка композиторов разных народов и эпох, 5-й вопрос - высказывание личного отношения учащегося к прослушанным в течение четверти музыкальным произведениям разных композиторов).

- учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения)

- учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения).

- учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке).

- учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу).

Тестирование.
Тесты на повторение и закрепление темы(10 вопросов)

 

 

Терминологический диктант

- из 10 вопросов 1-2 правильных ответа.

- из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов

- из 10 вопросов 6-8 правильных ответов

- из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10.

 

 

 

 

Выполнение домашнего задания

Критерии

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа не выполнена.

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась.

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

Оценивание хорового пения

Параметры

Критерии певческого развития

«2»

«3»

«4»

«5»

- чистота интонирования и ритмическая точность;

- знание стихотворного текста песни;

- качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни,

 

естественность звучания и дикционная ясность;

- умение петь в коллективе (слышать и себя и других).

- исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок

- учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения.

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.

- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение

                           

 

                            ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками

 

 «5» и «4».

Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.

Кроссворды

Отметка «5»:кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.

Отметка «4»:

  • кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.

Рефераты

По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.

Отметка «5»:

  • работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.

Исполнение детьми песен под минус или игра на муз инструментах

Отметка «5»:

-выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.

Отметка «4»:

-выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки

 

 

 

 

 

Критерии оценивания защиты творческого проекта

Критерии

Баллы

1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта

1-5

2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной,

1-5

3. Логичность и законченность работы

1-5

4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта

1-5

5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.

1-5

6. Оформление работы

1-5

Итого

30

 

Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов

Оценка

Количество баллов

«3»

13-18

«4»

19-24

«5»

25-30

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru