Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.
В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование основ национальных ценностей российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
- базовые логические действия:
-сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
-выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
-на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
-с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
-сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
-соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
-анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
-анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму;
-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
-выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2) вербальная коммуникация:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
-стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
-переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
Умения самоорганизации:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
Умения самоорганизации и самоконтроля: как часть регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
-определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
-определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
-группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
-принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
-различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
-исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
-участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
-различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
-различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
-различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
-исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
-воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
-характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
-соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи.
Аналогичные требования к результатам и при прохождении ступени ООО, за исключением формирования ещё и эмоционального интеллекта, как способности-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и , возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
-развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; -выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций
достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:
-восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
-хоровое, ансамблевое и сольное пение;
-элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
-музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
-проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
-применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
-перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под все эти виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, учитывая возрастные особенности, природные возможности учащихся и заданные во ФГОС личностные, предметные и метапредметные результаты. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
Формы контроля:
-наблюдение
- слушание и анализ музыки
-исполнение музыкальных произведений вокальных или инструментальных
-музыкальные викторины
-тесты
-работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
-творческие проекты,
-ведение тетради
-письменный экспресс – опрос и др.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
Слушание музыки
Параметры |
Критерии |
|||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. |
определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению. |
- определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением. |
- ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки). |
- ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки). |
Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме. |
- учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку. |
- учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки. |
- учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах. |
- учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав. |
Оценка теоретического материала
Параметры |
Критерии |
|||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
Проверочная
работа. Проводится
1 раз в четверть в письменной форме. |
- учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения) |
- учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения). |
- учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке). |
- учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу). |
Тестирование.
Терминологический диктант |
- из 10 вопросов 1-2 правильных ответа. |
- из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов |
- из 10 вопросов 6-8 правильных ответов |
- из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10. |
Выполнение домашнего задания
Критерии |
|||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Работа не выполнена. |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. |
В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась. |
При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе. |
Оценивание хорового пения
Параметры |
Критерии певческого развития |
|||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
- чистота интонирования и ритмическая точность; - знание стихотворного текста песни; - качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни,
естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе (слышать и себя и других). |
- исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок - учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения. |
- допускаются
отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; |
- знание
мелодической линии и текста песни; |
- знание
мелодической линии и текста песни; |
ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками
«5» и «4».
Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.
Кроссворды
Отметка «5»:кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.
Отметка «4»:
Рефераты
По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.
Отметка «5»:
Отметка «4»:
Исполнение детьми песен под минус или игра на муз инструментах
Отметка «5»:
-выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.
Отметка «4»:
-выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки
Критерии оценивания защиты творческого проекта
Критерии |
Баллы |
1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта |
1-5 |
2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной, |
1-5 |
3. Логичность и законченность работы |
1-5 |
4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта |
1-5 |
5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями. |
1-5 |
6. Оформление работы |
1-5 |
Итого |
30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов
Оценка |
Количество баллов |
«3» |
13-18 |
«4» |
19-24 |
«5» |
25-30 |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.