Доклад на тему: «Познавательное развитие детей посредством исследовательской деятельности».
Оценка 4.8

Доклад на тему: «Познавательное развитие детей посредством исследовательской деятельности».

Оценка 4.8
docx
05.12.2020
Доклад  на тему: «Познавательное развитие детей посредством исследовательской деятельности».
Доклад на тему.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №7 г. Калининска Саратовской области»

/ул. 50 лет Октября, 28 т.8-(845-49)3-15-32/

 

 

 

Доклад  на тему: «Познавательное развитие детей посредством исследовательской деятельности».

Подготовила:воспитатель старшей группы Давыдова Ольга Евгеньевна.

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы,представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

 

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма,величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

 

Познавательно- исследовательская деятельность у нас проходит по четвергам .

 

В условиях группы я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 

Их элементарность заключается:

 

• во - первых,в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

 

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

 

• в - третьих, они безопасны;

 

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

 

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, расположила я его в уголке природы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

 

К уголку у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом расширяя свои познания в исследовательской деятельности.

 

1. Тара. Все, в чем хранятся материалы и образцы. В большинстве своём баночки, коробочки и бутылочки состоят из пластика.

 

2. Коллекция природных материалов. Здесь мы используем все, что нас окружает (крупы,образцы грунта: песок, садовая почва, ракушки и т. д.). У нас есть камни интересных форм и расцветок, шишки, гербарий, а также живые комнатные цветы. Коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур. Магнит и металлические предметы. Фонарик, свечи и прочие источники света. В планах приобрести лупы по количеству детей.  Один микроскоп и бинокль, пипетки, шприцы без иглы. Воздушные шары. Салфетки, фартуки, клеенки и тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов. Тематическая литература, иллюстрации.Измерители времени: часы со стрелкой, песочные, календарь. Весы, зеркало.

 

На данный момент в нашей группе организован долговременный проект «Огород на подоконнике».Цель нашего проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.

 

Максимально эффективно экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду помогают расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося, а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. Цель такого занятия –помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.

 

Цели, которые я преследую при экспериментировании:

 

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.

 

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение);

 

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата.

 

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 

Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе?Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, дети начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

 

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

 

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

 

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

 

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

 

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

 

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

 

Подводим детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.

 

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

 

После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

 

Сколько знаю я дождей?

 

Сосчитайте поскорей:

 

Дождик с ветром,

 

Дождь грибной,

 

Дождик с радугой-дугой,

 

Дождик с солнцем,

 

Дождик с градом,

 

Дождик с рыжим листопадом.

 

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

 

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи,отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

 

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

 

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают,что:

 

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

 

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

 

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

 

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

 

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

 

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

 

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

 

Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»

 

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

 

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

 

У детей 5 -6лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.

 

Для этого использовали следующие опыты:

 

• превращение воды в лёд.

 

• превращение льда в воду.

 

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

 

Так же с детьми 5-6 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.

 

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:

 

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

 

- можно ли поймать воздух?

 

- может ли воздух быть сильным?

 

- движение воздуха.

 

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

 

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая.Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

 

Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.

 

Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

 

Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает?», «Что быстрее утонет?»).

 

В средней группе начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений,например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

 

Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

 

При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.

 

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий,отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

 

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.Они очень просты и легко запоминаются:

 

С песком:

 

Если сыплешь ты песок –

 

Рядом веник и совок.

 

С водой:

 

Коль с водой имеем дело,

 

Рукава засучим смело.

 

Пролил воду –не беда:

 

Тряпка под рукой всегда.

 

Фартук –друг: он нам помог,

 

И никто здесь не промок.

 

Со стеклом:

 

Со стеклом будь осторожен –

 

Ведь оно разбиться может.

 

А разбилось – не беда,

 

Есть ведь верные друзья:

 

Шустрый веник, Брат-совок

 

И для мусора бачок –

 

Вмиг осколки соберут,

 

Наши руки сберегут.

 

По окончании работы:

 

Ты работу завершил?

 

Все на место положил?

 

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

 

Работа с родителями

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

 

Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

 

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, изготавливали цветные льдинки и т. п.

 

Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

 

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

 

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 г

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, расположила я его в уголке природы

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, расположила я его в уголке природы

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении

Дождик с ветром, Дождь грибной,

Дождик с ветром, Дождь грибной,

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь,…

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь,…

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020