«Инженерное мышление у детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В. Воскобовича.»

  • Лекции
  • docx
  • 06.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: статья посвящена формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича
Иконка файла материала публикация.docx

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                 «Инженерное мышление у детей дошкольного возраста средствами  игровой

                                                       технологии В.В. Воскобовича.»

Аннотация: статья посвящена формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича

Китайская мудрость гласит: «Расскажи-и я забуду, Покажи-и я запомню, Дай попробовать-и я пойму» Учитывая значение игровой деятельности в развитии дошкольника технология В.В. Воскобовича – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.  Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал. ФГОС направлен на создание гармоничных условий развития детей с учетом их интеллектуальных, творческих, познавательных, психических, физических и возрастных особенностей, а игровая технология соответствует требованиям ФГОС и охватывает каждую область развития ребёнка - социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую

Стремительно развивающиеся современные технологии в информационной сфере требуют постоянного пополнения и расширения знаний, развития технических способностей детей, начиная с дошкольного возраста. XXI век ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересно, знания должны применяться на практике, обучение – проходить в занимательной форме. Всё это должно принести хорошие плоды в будущем ребёнку – высокие показатели интеллекта, самореализацию, высокооплачиваемую работу.

В. Путин отметил, что инженерное образование в России нужно вывести на более высокий уровень. Президент Российской Федерации подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров. 

Данный вид мышления не формируется сам по себе, и в дошкольном возрасте могут быть лишь предпосылки его формирования. Формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста способствуют постановки и решение задач в конструктивной деятельности. Предпосылки инженерного мышления, как изучаемая единица в познавательной сфере дошкольника, проявляется в играх, выражается как продукт деятельности, систематично формируется в конструктивном творчестве и имеет тенденцию к распространению на иные виды деятельности ребенка.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Развитие инженерного мышления дошкольников – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, которые очень тесно связаны с математикой.

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. 

     Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить. 

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича: 

• Развитие у ребёнка познавательного интереса и исследовательской 

деятельности. 

• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и 

творчества. 

• Гармоничное развитие у детей образного и логического мышления. 

• Формирование базисных представлений об окружающем мире, 

математических понятиях, звукобуквенных явлениях. 

• Развитие мелкой моторики.

 Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью предложенных ему пособий. Детям не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки.

 Например: в игре- конструкторе «Геоконт» дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с малышом Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Игра "Геоконт" вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.

«Квадрат Воскобовича» -это «квадрат-трансформер», который можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать по предложенным схемам или придумывать собственные. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.

Головоломка «Чудо-крестики», «Логоформочки» - это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Эти  пособия формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать, знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач. Также для развития математических способностей есть «Математические корзинки», которые помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. Игра-шнуровка «Ромашка» поможет составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения, сообразительность и обогащает словарный запас. При помощи шнурков на плотной основе можно составить около двух сотен слов. С помощью Шнура затейника можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.

 Особое место в методике Воскобовича занимает коврограф «Ларчик» - это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь. «Волшебная восьмёрка» – это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. В этой игре используется интересная считалка для запоминания цветов радуги: «КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ» (это имена гномов). Данная игра имеет несколько этапов различных по сложности. Для начала, малышу предлагается собрать цифру одного цвета по схеме, а затем задачу можно усложнить на свой вкус.

Головоломка «Чудо-крестики», «Логоформочки» - это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Эти  пособия формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать, знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач. Также для развития математических способностей есть «Математические корзинки», которые помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика

«Прозрачный квадрат» или «Нетающие Льдинки озера Айс». Это удивительная игра-головоломка, конструктор и пособие для решения логикоматематических задач. Дети самостоятельно воссоздают силуэты из геометрических фигур. У детей формируется умение конструировать предметные силуэты через наложение или приложение пластинок, пространственные отношения целого и частей при делении на 2,3,4,5,6, и более частей. При использовании технологии Воскобовича незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение, тренируют тактильно-осязательные анализаторы. Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития. В этих играх один из основных принципов обучения, «от простого к сложному», объединяется с принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития 

мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать   полученную информацию.

Таким образом, развивающие игры Воскобовича делают обучение интересным занятием 

для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.