Муниципальная автономная организация
дополнительного образования и профессионального обучения
«Ленинградский учебный центр»
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
Методическая разработка урока
по дисциплине «Основы проектной деятельности»
по теме: «Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Виды и типы проектов».
Разработала:
Кузьмина Л.С. педагог
МАОДОПО ЛУЦ
ст. Ленинградская
2025 г.
Тема: Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Виды и типы проектов.
Цель: дать понятие о проектах и исследовательской деятельности, познакомить обучающихся с видами и типами проектов.
Задачи:
-обучающие: изучить, что включают понятия проектная деятельность, какие бывают виды и типы проектов.
-воспитательные: воспитать личностные качества, обеспечивающие успешность проектной деятельности, увлеченности, познавательного интереса
-развивающие: развить у обучающихся критическое мышление, переносить знания в новую ситуацию.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Формы: индивидуальная, работа в парах
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Виды проектов» тетради, ручки, видеоролик «Гимнастика для мозгов»
Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесбережения, критического мышления.
Ход урока
1.Организационный момент.
Актуальность: В настоящее время метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающих поколений, это опыт исследовательской работы, который можно использовать, обучаясь в СУЗах и ВУЗах это курсовые, научная работа, УИРСы.
2. Объявление темы и целей урока.
Тема урока: Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Виды и типы проектов.
Цель - изучить, что такое проектная и исследовательская деятельность, познакомиться с видами и типами проектов.
3.Основная часть:
Буквальное значение слова проект — «брошенный вперёд». Систематически осуществляются новые проекты в политической, экономической и социальной сферах.
Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разнообразных областях.
Разработан метод был ещё в первой половине XX века Д. Дьюи
Взамен существующей системы образования Дьюи предложил такую, целью которой было обучение методам решения проблем.
Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования.
Проект — «это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».
Проектная деятельность предполагает использования системы приемов в познавательной деятельности учащихся для достижения определенной цели.
Метод обеспечивает:
· развитие познавательных способностей учащихся;
· формирование умения самостоятельно конструировать свои знания;
· способность ориентироваться в информационном пространстве;
· развитие критического мышления.
Выбирать тот или иной тип проекта следует, исходя из специфики предмета, интересов и способностей учеников.
В ходе работы над проектом любого типа обычно наблюдается актуализация целого комплекса вспомогательных знаний: межпредметных, межнаучных, историко-научных, оценочных и др.
Е.С. Полат выделяет следующие требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
Физминутка для мозгов. Видеосюжет «Разноцветные буквы».
Тематическая направленность учебного проекта должна быть актуальна для школьника.
Модель организации проектной деятельности В.В. Гузеева имеет следующие этапы:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, их сравнение, выбор.
3.Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование.
6. Обработка результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок.
Проект – это «шесть П»:
Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио.
Требования к проекту:
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (проектирование).
3. Поиск информации, ее обработка.
4. Результат проекта – продукт.
5. Презентация продукта.
6. Портфолио проекта.
Классификация проектов по видам:
Практико-ориентированный проект - это проект, который нацелен на социальный интерес самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Социально значимый проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете.
Творческий проект - предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.
По количеству участников:
- индивидуальный
- групповой
- коллективный (группа, класс, ОУ)
4. Рефлексия. Индивидуальная работа и работа в парах .
Прием синквейн. Синквейн – развивает образное мышление и пишется по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – предложение, несущее определенный смысл и связанное с основным словом.
5 строка – заключение – существительное (ассоциация с основным, первым словом).
Задание: используя прием синквейн, опишите слово «проект»
5.Обсуждение
6.Выставление оценок
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.