лучшедома
Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Доклад на тему: «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

docx
18.03.2020
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Мой доклад.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 г. Балаково Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Проектно – исследовательская  деятельность в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Кутлубаева Эльнара Гамдуллаевна

 

 

 

2020 г.

 

Проектно – исследовательская  деятельность

 в начальной школе

 

   В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о создании  условий  повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями.

  Перед учителем стоит задача развития личности:

- любознательной, интересующейся, активно познающей мир;

-умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;

-уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

-доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;

-готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности — ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

        Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная и исследовательская творческая деятельность.

 Многие учёные пришли к выводу, что на сегодняшний день использование проектной деятельности на уроке – это та технология, которая дает нам тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать технологию проектной деятельности.

        Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

        Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

         Что же такое проектная деятельность?

        Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.

        Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:

        Аналитические: выдвижение идеи,  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.

        Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

        Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

        Поисковые: находить информацию по каталогам, энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

                 Работа над проектами способствует формированию общих учебных умений (универсальных учебных действий):  

•        личностные (формирование интереса);

•         регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);

•        познавательные (наблюдение, выводы, работа с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта);

•        коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других).

        Виды проектов

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

 Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

         Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

         Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

        Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий.

Основной единицей является учебно-исследовательская задача, которая предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее предполагает определенные действия.

        В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

 Двухкомпонентная организация проектной деятельности

 Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы.

 Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, сообщения), имеющими какое-либо отношение к теме.

         По завершении представляют готовые проекты.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.  Например, двухнедельный проект «Сколько весит здоровье ученика?».    

Актуальность

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы “ Человек ”, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 3 класса  МАОУ СОШ №18.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования.

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Результаты исследования.

“ А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.     Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На все есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные  в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 3-5 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

1-4-х классов – 300г;

 5-6-х классов – 400г;

 7-8-х классов – 500г;

 10-11-х классов– 600г.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.  Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в 3 классе. В эксперименте участвовало 25 человек.

Всего было исследовано 25 ранцев и их содержание.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника ФАПа  информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных  классов.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников начальных классов.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

– самый правильный ранец (до 0,5 кг);

– самый легкий портфель;

– самый тяжелый ранец;

– самый тяжелый ранец с принадлежностями;

– самый легкий ранец с принадлежностями;

– самый тяжелый учебник;

– самый “тяжелый” учебный день

– самый “ легкий” учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

Проанализировав все данные исследования, мы выяснили, что у:

Трех  учеников вес ранца соответствует их данным, а у 22 учащихся – превышает норму, что вызывает риск заболевания опорно-двигательной системы, в частности осанки.

Мы увидели, что вес правильного ранца далеко не всегда соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Вес ранца без учебных принадлежностей:

Ф.И. ученика

Вес ранца, (кг)

Выводы:

 Агеев Артем Петрович

0,6

Тяжёлый

Балашова Кристина Сергеевна

0,4

Норма

Бородин Егор Владимирович

0,5

Норма

Васильченко Анастасия Дмитриевна

0,5

Норма

Власова Дана Дмитриевна

0,7

Слишком тяжёлый

Воронков Арсений Александрович

1,0

Слишком тяжёлый

Герасименко Алина  Сергеевна

7,0

Слишком тяжёлый

Гулиев Рашад Рамил оглы

0,5

Норма

Емельянова Ольга Романовна

0,5

Норма

Калинин Денис Алексеевич

0,7

 Слишком тяжёлый

Киндюкова Анастасия Константиновна

1,2

Слишком тяжёлый

Колосков Артем Романович

0,5

Норма

Кухарева Ангелина Витальевна

0,7

Слишком тяжёлый

Мартынова Варвара Евгеньевна

0,9

Слишком тяжёлый

Назаров Дмитрий Владимирович

0,5

Норма

Овсянников Артем Ильич

0,8

Слишком тяжёлый

Плешакова Олеся Сергеевна

0,7

Слишком тяжёлый

Разумовская Алеся Александровна

0,5

Норма

Рахматулина Амира Няимовна

0,5

Норма

Романова Анастасия Алексеевна

0,7

Слишком тяжёлый

Староверова Анастасия Геннадьевна

0,7

Слишком тяжёлый

Сухов Александр Дмитриевич

0,7

Слишком тяжелый

Фомин Артем Михайлович

0,7

Слишком тяжелый

Шелухина Анастасия Андреевна

0,7

Слишком тяжёлый

Шишлов Тимофей Юрьевич

0,5

Норма

 

 

 

На диаграмме можно увидеть следующее:

-у 10 человек вес ранца  в норме (41%);

-у 1 человека вес ранца  тяжёлый (6%);

-у 14 человек вес ранца слишком тяжёлый (53%);

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их

Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр.

Для сравнения приводим совместные фотографии лёгких и тяжёлых ранцев:

Как видим, вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает:

3-й класс – во вторник, среда, четверг;

Самым “легким” учебным днем для класса оказался понедельник.

Причем в расчетах не учитывался вес папок по ИЗО и технологии.

Рекомендации ученикам:

– Не носите лишнего в ранцах.

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.

– У ваших детей от  тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.

– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации работникам школ:

 Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);

– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

 

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.

Таким образом, на вопрос «Сколько весит здоровье ученика?» нельзя найти точного ответа. Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым!

Предполагаемые результаты в процессе создания и реализации проекта:

 Для ребят:

•        раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений;

•        наличие условий для самоутверждения, самореализации.

 Для учителя:

•        использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;

•        диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию;

•        помощь в общении друг с другом;

•        развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;

•        увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.

 Ученики работают над проектом и выполняют задания

•        Поиск информации в словарях, энциклопедиях, Интернете

•        Беседа с родителями по вопросу проекта

•        Изобразительная деятельность (рисунки, плакаты)

•        Творческий компонент (стихи, сказки, игры, устный рассказ, мини-проекты, инсценирование)

•        Взаимное обучение

•        Контроль

        После завершения проекта  обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления одноклассников. Подводятся итоги, определяется победитель мини-проекта.

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя задания. Они имеют возможность воспользоваться помощью одноклассников, получить консультацию от учителя. Работая над проектом, слабые ученики могут почувствовать свою значимость в общем деле. У них появляется уверенность, что они могут быть тоже успешными. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, могут выйти за рамки выполняемых учебных упражнений.

 Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта можно оценивать:

•        степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

•        степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

•        количество новой информации использованной для выполнения проекта;

•        степень осмысления использованной информации;

•        оригинальность идеи, способа решения проблемы;

•        уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.

 

    Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.

        Поэтому необходимо с первого класса начинать вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

  При проведении проектов необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)