ГБОУ РД « РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ
И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ИМЕНИ У.М. МУРТУЗАЛИЕВОЙ»
Доклад на тему:
«Пути формирования чувства ритма у детей
с ОВЗ»
Подготовила
Учитель музыки
Наметуллаева Г.С.
II четверть 2020-2021 год
«Ритм в музыке – это пульсация,
свидетельствующая о жизни….»
А. Г. Рубинштейн
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.
Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично.
Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Равномерное покачивание люльки, поглаживние во время колыбельной песни,
Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.
Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из основополагающих элементов музыки - развитие чувство ритма.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого РЕБЕНОК говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для того чтобы развить чувство ритма у РЕБЕНКА, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком.
На уроках музыки я использую элементы логоритмики. Виды творческой деятельности детей разнообразны, включают в себя музыкально - ритмические движения, музыкально - ритмическое пение, музыкально - ритмические игры, игру на музыкальных инструментах.
Ритм, музыка и движение - едины. Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для младших школьников форме - ритмических упражнений под музыку и игр.
Ни для кого не секрет, что при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, нужно заинтересовать, увлечь ребёнка, вызвать у него желание заниматься. Логопедические песенки - распевки отличаются эмоциональной яркостью, выразительностью, мелодичностью, доступностью для детского восприятия и очень им нравятся.
Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах, играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить. Всё это даёт прекрасный эффект в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающие, когнитивные (познавательные), креативные (творческие) игры на любой стадии развития дают детям больше возможностей для исследования и эксперимента, проявления сообразительности и инициативы. Пальчиковые игры способствуют скорейшему речевому развитию. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не ограничены в способности воспринимать музыку и "создавать" её. Даже самые маленькие дети любят играть на простейших музыкальных инструментах: погремушках, колокольчиках. Музицирование на простейших музыкальных инструментах способствует улучшению работы мозга. И в то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, даёт им богатый опыт общения, наполняет жизнь радостью и яркими впечатлениями.
Логоритмика позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к урокам музыки, пробуждает его способность мыслить и фантазировать. Она направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, на активизацию чувств, воспитывает нравственно - эстетические и этические чувства.
Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи я часто использую логоритмические упражнения и игры.
Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Цель логоритмики– стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности. Преодоление нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
1. Оздоровительные: Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
2. Образовательные: Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
3. Воспитательные задачи: Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила Формирования и развитие организаторских способностей.
4.Коррекционные задачи: Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов Устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание.
Логопедическая ритмика позволяет:
-Укрепить костно-мышечный аппарат
-Изменить общую реактивность организма Разрушить патологические динамические стереотипы
-Способствовать формированию двигательных кинестезий
-Способствовать формированию пространственно-временных представлений
-Развить способность произвольно двигаться в пространстве
Средства логоритмики, используемые на уроках:
1.Музыкально-двигательные: Ходьба, Упражнения для мышечного тонуса , Упражнения на развитие мелкой моторики , Упражнение на развитие чувства ритма, Упражнения с элементами танца.
2. Двигательно-речевые : Упражнения на развитие фонационного дыхания, Упражнения на развитие голоса, Упражнения на развитие артикуляции и дикции, Упражнения на развитие координации движений и речи, Упражнения на развитие речевого внимания, Упражнения на развитие мелкой моторики, Пение, Упражнение с предметами, Речевые упражнения.
Не все перечисленные элементы включаются в структуру одного занятия. Их последовательность варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Еще один плюс занятий по логоритмике – это коллективные выполнения заданий, когда отдельным детям за счет подражания другим удается правильно выполнять ритмическое упражнение. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, помогают ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно взаимодействовать.
Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т. д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми
Игровые упражнения на развитие чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают терапевтическим эффектом. Они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей с ОВЗ. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый со счетом.
Занятия, направленные на развитие чувства ритма с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.