Доклад на тему: «Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»
Оценка 4.6

Доклад на тему: «Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»

Оценка 4.6
docx
03.05.2021
Доклад на тему: «Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»
доклад пути повышения р.я..docx

Доклад на тему:

«Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»







Составила: учительница родного языка и литературы

МКОУ «Чонтаульской СОШ №1»

Магомедова М.В.

Я работаю учительницей родного языка и литературы В МКОУ «Чонтаульской СОШ №1» Кизилюртовского района Республики Дагестан более   лет. В работе учителя в современной школе встречаются немало проблем и трудностей. Главной проблемой, на мой взгляд, является нежелание школьников учиться, незаинтересованность в учебе, в получении и усвоении знаний. На этом фоне, еще более остро стоит изучение аварского языка и литературы в нашей школе. Тиндинский диалект, являющийся родным для моих учеников, в корне отличается от аварского языка. Это и фонетические, и лексические, и морфологические различия, а также различия в построении словосочетаний и предложений. Мои ученики дома и на улице разговаривают на тиндинском, по телевизору и в школе на уроках, кроме уроков аварского языка и литературы, говорят на русском языке. Поэтому аварский язык является для них как бы иностранным языком. Недавно моя коллега призналась мне, что ее сын, ученик 3-го класса нашей школы, отказывается посещать уроки родного языка и чтения, так как вообще не понимает аварский язык. Мальчику приходится зубрить и механически запоминать слова, правила, стихи, а то и целые произведения. А ведь мальчик-то способный. Очень трудно бывает ответить на вопрос уже взрослых старшеклассников, которые прямо заявляют, что аварский язык нигде не нужен: «Мадина Магомедовна, а где понадобится нам аварский язык?»

Конечно ответы бывают разные, но всегда я говорю: «Если ты аварец, аварка, ты должен знать свой язык. Где вы видели русского, который не знает русский язык, немца, который не знает немецкий и англичанина, который не знает английский язык».

Часто привожу цитату великого Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть....»

Все это заставляет всерьез задуматься над всей традиционной системой преподавания аварского языка и литературы, а также над путями повышения эффективности преподавания родного языка и, в частности, родной и дагестанской литературы. Очень часто бывает, что учащиеся не понимают слова, а то и тест в целом. Чтобы учащиеся понимали смысл слов, очень важно, по моему мнению, проводить словарную работу. На уроках родной литературы должен проводиться анализ текста, работа со словами должна проводиться на каждом уроке, потому что, если ученик не понимает слова, он не поймет смысл текста, такой ученик анализировать и разбирать текстовой материал не способен.

Методы ведения словарной работы очень разнообразны. Это словарный диктант, запись непонятных слов, составление предложений, нахождение синонимов, антонимов и т.п.

Словарная работа с фразеологизмами, которых очень много встречаются в произведениях Гамзата Цадасы, Алигаджи из Инхо и других классиков дагестанской литературы, а также работа с устаревшими словами, т.е. архаизмами, носит зачастую чисто информативный характер. Но я стараюсь расширить эту работу, заставляя учащихся придумывать предложения с этими фразеологизмами, синонимичные словосочетания. Для словарной работы на уроках родной и дагестанской литературы использую следующие словари: «Авар мацIалъул фразеологияб словарь» ( автор М.М.Магомедханов), «Аварско-русский словарь» ( автор М-С. Саидов) и т.п..

Еще одним путем повышения эффективности преподавания, а также интереса учащихся я считаю ролевые игры на уроках родной литературы. К примеру, в пятом классе при изучении народной сказки «Волк и осел», учащиеся вяло пересказывали, отвечали на уроках. Ситуация резко изменилась, когда я предложила учащимся разыграть сказку. С каким энтузиазмом взялись дети изображать волка и осла. Все остались довольны результатом, потом часто « играли в театр».

Повышению интереса учащихся к изучаемому материалу способствует и тестирование. В мировой практике в школах широко применяется метод тестирования. Я провожу тестирование в форме конкурса или игры. Соревновательный дух, девиз « Кто лучший знаток родной литературы?» заставляют учащихся вдуматься в ответы и взвешенно отвечать, лучше, чем другие.

Также особую тревогу вызывает речь учащихся. Работа над темой микроисследования является, на мой взгляд, источником решения таких проблем, как недостаточный уровень культуры речи учащихся, отсутствие навыков делового или бытового общения, нарушения языковых норм в устной и письменной речи, бедность словарного запаса учащихся.

Речь-показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры; ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Поэтому, задача учителя –словесника- воспитать у учащихся чувство гордости за наш аварский язык, который воплощает в себя культурные и исторические традиции нашего народа.

Но утверждать, что речь большинства наших аварцев отражает богатство и величие национального языка, нельзя. Состояние современного аварского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения с использованием половины русских слов) не может не вызывать беспокойствокак специалистов-филологов (учителей родного языка), так и представителей аварской общественности.

Снижение уровня речевой культуры разных слоев дагестанского общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки, на всех ступенях образования. Но начинать надо со школьников, так как это важное звено в образовании и обучении умению грамотно общаться друг с другом на родном аварском языке.

Для повышения эффективности преподавания любого предмета учитель должен работать над собой, над своим самообразованием. Самостоятельное повышение уровня образования способствует лучшей подготовке к урокам, приемам ведения урока. Учитель является не только носителем знаний, он является воспитателем в учащихся эстетических, этических, нравственных начал.


 

Доклад на тему: «Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»

Доклад на тему: «Пути повышения эффективности преподавания родной и дагестанской литературы в школе»

Поэтому аварский язык является для них как бы иностранным языком

Поэтому аварский язык является для них как бы иностранным языком

Словарная работа с фразеологизмами, которых очень много встречаются в произведениях

Словарная работа с фразеологизмами, которых очень много встречаются в произведениях

Поэтому, задача учителя –словесника- воспитать у учащихся чувство гордости за наш аварский язык, который воплощает в себя культурные и исторические традиции нашего народа

Поэтому, задача учителя –словесника- воспитать у учащихся чувство гордости за наш аварский язык, который воплощает в себя культурные и исторические традиции нашего народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021