Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»
Оценка 5

Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

Оценка 5
docx
27.03.2023
Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»
Доклад.docx

Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

Войченко Е.Н., учитель математики,

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,

Г.Ноябрьск

 

- Здравствуйте уважаемые коллеги, я сегодня поделюсь с вами своим опытом работы с родителями, но сначала я хочу обратиться к нормативным актам в соответствии с которыми мы осуществляем свою деятельность.

                                       «В семье закладываются корни, из которых

вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится

педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский

 

Для воспитания детей нужен не великий ум,

а большое сердце - способность к общению, к

признанию равенства душ взрослого и ребенка.

С.Соловейчик

              В условиях модернизации российского образования, реализации СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

 

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

И конечно, каждый родитель хочет видеть в своем ребенке компетентную всесторонне развитую личность, обладающую крепким фундаментом знаний, нацеленную на получение высокого результата в своей деятельности, честную и справедливую, внимательную и великодушную, профессионально ориентированную, способную принимать правильные решения в экстренных ситуациях и многое другое.

А значит:

Главные задачи современной школы

Ø    раскрытие способностей каждого ученика;

Ø     воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 

     Цель воспитательной работы современной школы:

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

 

     Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.).

 

 На основании выше сказанного, возникает вопрос:

- Как между собой связаны воспитание, обучение и что такое образование в целом…

 

Обратимся к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

 

  Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

 

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – является одной из главных задач моей работы с родителями учеников.

Направления деятельности работы с родителями разнообразны, остановлюсь на некоторых из них.

Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

Согласовывать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.

Объединить коллектив родителей.

Родительские собрания.

Работа с электронным дневником.

Организация и проведение праздников и классных мероприятия.

Совместная трудовая деятельность.

Участие в творческих делах класса.

Анкетирование.

Дни открытых дверей.

Работа родительского комитета.

Групповые и индивидуальные консультации.

Беседы.

Совместные праздники.

Посещение семей.

Групповая

Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

 

Индивидуальная

Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка.

Родительское собрание одна из важных форм взаимодействия с родителями

  Формы проведения собраний могут быть разнообразны .

Правила подготовки родительского собрания.

 1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

   2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. (если к 6 родители плохо собираются -многие опаздывают из за того, что работаю, я переношу собрание на 18.30 или даже 19, если это необходимо)

   3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям. (тогда родители серьезнее будут относиться к данному мероприятию, наверняка у вас были такие ситуации, когда родители звонили и спрашивали - а что-нибудь важное будет на собрании, т. к. нам надо…. И называли свои причины )

      4. Общение учителя и родителей должно быть тактичным и    выдержанным.

              6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. (Я часто практикую беседы с применением презентаций на собрании, а пока родители собираются, выставляю слайд-шоу с фотографиями из жизни их детей, родителям это очень нравится).

Индивидуальная работа с родителями требует от меня гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в таком общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Мои принципы общения с родителями:

● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.

Большую роль в учебно-воспитательной работе я возлагаю на родительский комитет, который избирается ежегодно, он выполняет в классе различные функции. В прошлом году у меня был очень активный и деятельный комитет. Не менее важным в работе в работе с родителями по улучшению качества образования учащихся считаю электронный дневник.

Для меня это

- повышение уровня успеваемости в классе;
- возможность быстрого информирования родителей; 
Для  родителей:
- активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка;
- достоверная и своевременная информация   - возможность побеседовать с учителем, не приходя в школу;
- быстрое реагирование на проблемы ребенка;
Детям электронный дневник в актированные дни, а также в дни болезней тоже является помощником.

Связь с родителями также поддерживаю через зум, вайбер, эл.почту и т.д, это очень удобно для экстренной информации, обмена файлами, материалами… У меня все родители имеют Интернет и все до единого пользуются электронным дневником.

 

Таким образом, конструктивное сотрудничество взрослых способствует эффективному развитию детей. Вспомним слова В.А.Сухомлинского, который со свойственной ему восторженностью и ... правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Внимательно изучив: Положение о классном руководстве  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении   «Средняя общеобразовательная школа №13  с углублённым изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск. Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования  МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» (2021-2025)

Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости (информирование родителями кл. руководителя о причинах отсутствия ребенка) ;

 

- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах, обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

 

- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

 

- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

 

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

 

 - Провести опрос и выявить потребности родителей и детей в образовательных услугах, которые предоставляет школа.

Направления содержательной деятельности с родителями:

- Изучение семей обучающихся:

· пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

· диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

· диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

· пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

· психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

· индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

· родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

- Психолого-педагогическое просвещение родителей:

· родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;

· встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;

· встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;

· встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.

- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

· подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

· конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;

· мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;

· конференция “Круг семейного чтения”;

· совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

· выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

· совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

- Проведение открытых мероприятий для родителей;

· конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;

· конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;

· конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

· организация благоустройства и озеленения школьного двора;

· ремонт и оформление классных кабинетов.

- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

· создание Управляющего совета;

· организация деятельности Родительского комитета;

· организация деятельности Клуба молодой семьи;

· создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;

· разработка системы договоров между родителями и школой;

· беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

· обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

- Работа в составе школьного совета:

· участие родительского комитета в разработке Устава школы;

· участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

· проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.

- Повышение педагогической культуры родителей:

· знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

· изучение закономерностей развития ребенка;

· содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- Пропаганда здорового образа жизни в семье:

· родительские практикумы по закаливанию;

· практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

· организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

· организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

· семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

· клуб любителей семейных путешествий;

· совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

- Повышение правовой культуры родителей:

· изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

· изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

· изучение Закона РФ “Об образовании”;

· Билль о правах ребенка;

· программа развития и воспитания детей в системе национального образования;

· программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 50% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

 

3. Организовать педагогическое просвещение и ознакомить родителей с требованиями ФГОС общего образования, с содержанием основных образовательных программ.

 4. Распространить позитивный опыт семейного воспитания и запланировать участие родителей во внеурочной деятельности в качестве экскурсоводов, тренеров и пр.

5. Привлечь родителей к подготовке детей к профильным конкурсам, чтобы использовать профессиональные знания родителей.

6. Запланировать и реализовать совместные творческие дела.

7. Разработать и защитить семейные проекты, которые помогут ребенку повысить образовательный результат.

8. Организовать консультативную помощь специалистов, чтобы вовлечь родителей в тренинги.

9. Организовать совместную подготовку индивидуальных образовательных траекторий учеников.

10. Провести совместное обсуждение промежуточных качественных результатов всеми участниками образовательных отношений

Опираясь на классную воспитательную программу в 1 четверти  реализуется мини-проект «Мы вместе!» Ведь от эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка,  выработка единой системы требований.

“Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

 

 

 

 

Яркими проектами Управляющего  совета (https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/)  и Совета Отцов являются: «Живой лед», «Палитра»,  «Школьная форма»,  «Чашка чая с директором», «Восхождение на Олимп», «Добрые дела», «Отличный класс», «Социальный проект от класса», «ВИА».

. Итоговые событийные мероприятия « Восхождение на Олимп», «Научно-практическая конференция «Шаги в науку», Отчетная конференция по самоуправлению «Вчера.Сегодня.Завтра», «Отчетный концерт дополнительного образования и внеурочной деятельности», пресс-конференция «От первого лица»и др.

 

Перед современным классным руководителем ставятся следующие задачи:

·                     формирование и развитие коллектива класса;

·                     создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

·                     формирование здорового образа жизни;

·                     организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

·                     защита прав и интересов обучающихся;

·                     организация системной работы с обучающимися в классе;

·                     гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

·                     формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

·                     организация социально значимой, творческой деятельности;

·                     организация занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Каким же должен быть современный классный руководитель?

       Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

      В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах, регулярно повышать свою квалификацию, посещать и участвовать в тематических секциях, семинарах и конференциях.

      Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.

 

Каждому классному руководителю нужно хорошо знать:

·                     психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,

·                     быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,

·                     владеть современными технологиями воспитания.

 

В условиях обновлённого содержания образования выделены следующие функции классного руководителя:

·                     организационно-координирующие;

·                     коммуникативные:

·                     аналитико-прогностические;

·                     контрольные.

Организационно-координирующие

·                     обеспечение связи ОУ с семьей;

·                     установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);

·                     проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

·                     взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

·                     организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

·                     организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

·                     стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

·                     взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

·                     ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

 

Коммуникативные:

·                     регулирование межличностных отношений между обучающимися;

·                     установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

·                     содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

·                     оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические:

·                     изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

·                     определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Контрольные:

·                     контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

·                     контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам

     Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

     В своей работе классный руководитель должен постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

      Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

    

      Таким образом можно сделать вывод, что в современной школе, в условиях обновлённого содержания образования, необходима смена позиции классного руководителя с ведущего на сопровождающего, с классного руководителя на тьютора ( Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных) педагога, который организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Сегодня классный руководитель должен выполнять функцию конструирования траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника.

 

   Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.

I. Создание атмосферы эмоционального комфорта

 Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:

1.         “Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

2.         “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

3.         “Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.

4.         “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

5.         “Что потопали, то и полопали” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.

6.         “Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.

7.         “Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.

8.         “Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

9.         “Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”. А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

10.       “Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

11.       “Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

12.       “Что есть, чтобы отдать?” Если ребёнок видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.

II. Формирование познавательного интереса

ü    формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы; 

ü    координировать выбор форм и методов индивидуальной и

групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; 

ü    привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования; 

ü    координировать усилия по образованию и самообразованию

ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

  В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.

    Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с

родителями учащихся. Здесь также ставятся две

взаимосвязанные задачи: 

1.      Пополнение данных об интересах детей. 

2.      Создание в семье условий для активного формирования этих

интересов.

   Для развития познавательных интересов с помощью семьи

рекомендуется:

•   беседовать по интересующим учащихся вопросам; 

•   побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их

области; 

•   рекомендовать книги с целью углубления познаний

школьников в интересующей их области; 

•   беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в

школе, освещенных в газетах, журналах); 

III. Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:

дети не чувствуют свою значимость;

с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;

детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

    Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.

     Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”.

Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

Ø    понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;

Ø    хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;

Ø    наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;

Ø    уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;

Ø    если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.

Заключение

   Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:

активность учащихся;

“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;

“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении работы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу других.

 

Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников.

«Каждый ребенок отчасти

гений, а каждый гений

отчасти ребенок».                                     

Артур Шопенгауэр

 

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

Януш Корчак


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

На основании выше сказанного, возникает вопрос: -

На основании выше сказанного, возникает вопрос: -

Коллективная Согласовывать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей

Коллективная Согласовывать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;…

Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;…

ОБЖ ребенка в условиях семьи; · клуб любителей семейных путешествий; · совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах

ОБЖ ребенка в условиях семьи; · клуб любителей семейных путешествий; · совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны?

Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий

Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся

Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания

Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания

III. Контроль за учёбой учащихся

III. Контроль за учёбой учащихся

Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”; Ø уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую…

Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”; Ø уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023