Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

  • docx
  • 27.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад.docx

Доклад на тему: «Работа с родителями по повышению успеваемости и качества образования в школе»

Войченко Е.Н., учитель математики,

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,

Г.Ноябрьск

 

- Здравствуйте уважаемые коллеги, я сегодня поделюсь с вами своим опытом работы с родителями, но сначала я хочу обратиться к нормативным актам в соответствии с которыми мы осуществляем свою деятельность.

                                       «В семье закладываются корни, из которых

вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится

педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский

 

Для воспитания детей нужен не великий ум,

а большое сердце - способность к общению, к

признанию равенства душ взрослого и ребенка.

С.Соловейчик

              В условиях модернизации российского образования, реализации СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

 

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

И конечно, каждый родитель хочет видеть в своем ребенке компетентную всесторонне развитую личность, обладающую крепким фундаментом знаний, нацеленную на получение высокого результата в своей деятельности, честную и справедливую, внимательную и великодушную, профессионально ориентированную, способную принимать правильные решения в экстренных ситуациях и многое другое.

А значит:

Главные задачи современной школы

Ø    раскрытие способностей каждого ученика;

Ø     воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 

     Цель воспитательной работы современной школы:

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

 

     Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, т.к. именно он является тем звеном, которое соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.).

 

 На основании выше сказанного, возникает вопрос:

- Как между собой связаны воспитание, обучение и что такое образование в целом…

 

Обратимся к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

 

  Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

 

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – является одной из главных задач моей работы с родителями учеников.

Направления деятельности работы с родителями разнообразны, остановлюсь на некоторых из них.

Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

Согласовывать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.

Объединить коллектив родителей.

Родительские собрания.

Работа с электронным дневником.

Организация и проведение праздников и классных мероприятия.

Совместная трудовая деятельность.

Участие в творческих делах класса.

Анкетирование.

Дни открытых дверей.

Работа родительского комитета.

Групповые и индивидуальные консультации.

Беседы.

Совместные праздники.

Посещение семей.

Групповая

Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

 

Индивидуальная

Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка.

Родительское собрание одна из важных форм взаимодействия с родителями

  Формы проведения собраний могут быть разнообразны .

Правила подготовки родительского собрания.

 1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

   2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. (если к 6 родители плохо собираются -многие опаздывают из за того, что работаю, я переношу собрание на 18.30 или даже 19, если это необходимо)

   3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям. (тогда родители серьезнее будут относиться к данному мероприятию, наверняка у вас были такие ситуации, когда родители звонили и спрашивали - а что-нибудь важное будет на собрании, т. к. нам надо…. И называли свои причины )

      4. Общение учителя и родителей должно быть тактичным и    выдержанным.

              6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. (Я часто практикую беседы с применением презентаций на собрании, а пока родители собираются, выставляю слайд-шоу с фотографиями из жизни их детей, родителям это очень нравится).

Индивидуальная работа с родителями требует от меня гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в таком общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Мои принципы общения с родителями:

● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.

Большую роль в учебно-воспитательной работе я возлагаю на родительский комитет, который избирается ежегодно, он выполняет в классе различные функции. В прошлом году у меня был очень активный и деятельный комитет. Не менее важным в работе в работе с родителями по улучшению качества образования учащихся считаю электронный дневник.

Для меня это

- повышение уровня успеваемости в классе;
- возможность быстрого информирования родителей; 
Для  родителей:
- активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка;
- достоверная и своевременная информация   - возможность побеседовать с учителем, не приходя в школу;
- быстрое реагирование на проблемы ребенка;
Детям электронный дневник в актированные дни, а также в дни болезней тоже является помощником.

Связь с родителями также поддерживаю через зум, вайбер, эл.почту и т.д, это очень удобно для экстренной информации, обмена файлами, материалами… У меня все родители имеют Интернет и все до единого пользуются электронным дневником.

 

Таким образом, конструктивное сотрудничество взрослых способствует эффективному развитию детей. Вспомним слова В.А.Сухомлинского, который со свойственной ему восторженностью и ... правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Внимательно изучив: Положение о классном руководстве  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении   «Средняя общеобразовательная школа №13  с углублённым изучением предметов эстетического цикла» муниципального образования город Ноябрьск. Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования  МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» (2021-2025)

Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости (информирование родителями кл. руководителя о причинах отсутствия ребенка) ;

 

- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах, обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

 

- регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

 

- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

 

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

 

 - Провести опрос и выявить потребности родителей и детей в образовательных услугах, которые предоставляет школа.

Направления содержательной деятельности с родителями:

- Изучение семей обучающихся:

· пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

· диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

· диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

· пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

· психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

· индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

· родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

- Психолого-педагогическое просвещение родителей:

· родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;

· встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;

· встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;

· встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.

- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

· подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

· конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;

· мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;

· конференция “Круг семейного чтения”;

· совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

· выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

· совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

- Проведение открытых мероприятий для родителей;

· конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;

· конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;

· конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

· организация благоустройства и озеленения школьного двора;

· ремонт и оформление классных кабинетов.

- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

· создание Управляющего совета;

· организация деятельности Родительского комитета;

· организация деятельности Клуба молодой семьи;

· создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;

· разработка системы договоров между родителями и школой;

· беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

· обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

- Работа в составе школьного совета:

· участие родительского комитета в разработке Устава школы;

· участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

· проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.

- Повышение педагогической культуры родителей:

· знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

· изучение закономерностей развития ребенка;

· содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- Пропаганда здорового образа жизни в семье:

· родительские практикумы по закаливанию;

· практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

· организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

· организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

· семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

· клуб любителей семейных путешествий;

· совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

- Повышение правовой культуры родителей:

· изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

· изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

· изучение Закона РФ “Об образовании”;

· Билль о правах ребенка;

· программа развития и воспитания детей в системе национального образования;

· программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 50% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

 

3. Организовать педагогическое просвещение и ознакомить родителей с требованиями ФГОС общего образования, с содержанием основных образовательных программ.

 4. Распространить позитивный опыт семейного воспитания и запланировать участие родителей во внеурочной деятельности в качестве экскурсоводов, тренеров и пр.

5. Привлечь родителей к подготовке детей к профильным конкурсам, чтобы использовать профессиональные знания родителей.

6. Запланировать и реализовать совместные творческие дела.

7. Разработать и защитить семейные проекты, которые помогут ребенку повысить образовательный результат.

8. Организовать консультативную помощь специалистов, чтобы вовлечь родителей в тренинги.

9. Организовать совместную подготовку индивидуальных образовательных траекторий учеников.

10. Провести совместное обсуждение промежуточных качественных результатов всеми участниками образовательных отношений

Опираясь на классную воспитательную программу в 1 четверти  реализуется мини-проект «Мы вместе!» Ведь от эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка,  выработка единой системы требований.

“Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

 

 

 

 

Яркими проектами Управляющего  совета (https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/)  и Совета Отцов являются: «Живой лед», «Палитра»,  «Школьная форма»,  «Чашка чая с директором», «Восхождение на Олимп», «Добрые дела», «Отличный класс», «Социальный проект от класса», «ВИА».

. Итоговые событийные мероприятия « Восхождение на Олимп», «Научно-практическая конференция «Шаги в науку», Отчетная конференция по самоуправлению «Вчера.Сегодня.Завтра», «Отчетный концерт дополнительного образования и внеурочной деятельности», пресс-конференция «От первого лица»и др.

 

Перед современным классным руководителем ставятся следующие задачи:

·                     формирование и развитие коллектива класса;

·                     создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

·                     формирование здорового образа жизни;

·                     организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

·                     защита прав и интересов обучающихся;

·                     организация системной работы с обучающимися в классе;

·                     гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

·                     формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

·                     организация социально значимой, творческой деятельности;

·                     организация занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Каким же должен быть современный классный руководитель?

       Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

      В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, быть методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах, регулярно повышать свою квалификацию, посещать и участвовать в тематических секциях, семинарах и конференциях.

      Классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.

 

Каждому классному руководителю нужно хорошо знать:

·                     психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,

·                     быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,

·                     владеть современными технологиями воспитания.

 

В условиях обновлённого содержания образования выделены следующие функции классного руководителя:

·                     организационно-координирующие;

·                     коммуникативные:

·                     аналитико-прогностические;

·                     контрольные.

Организационно-координирующие

·                     обеспечение связи ОУ с семьей;

·                     установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);

·                     проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

·                     взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

·                     организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

·                     организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

·                     стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

·                     взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

·                     ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

 

Коммуникативные:

·                     регулирование межличностных отношений между обучающимися;

·                     установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

·                     содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

·                     оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические:

·                     изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

·                     определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Контрольные:

·                     контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

·                     контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам

     Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

     В своей работе классный руководитель должен постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

      Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

    

      Таким образом можно сделать вывод, что в современной школе, в условиях обновлённого содержания образования, необходима смена позиции классного руководителя с ведущего на сопровождающего, с классного руководителя на тьютора ( Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных) педагога, который организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Сегодня классный руководитель должен выполнять функцию конструирования траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника.

 

   Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.

I. Создание атмосферы эмоционального комфорта

 Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:

1.         “Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

2.         “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

3.         “Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.

4.         “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

5.         “Что потопали, то и полопали” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.

6.         “Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.

7.         “Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.

8.         “Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

9.         “Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”. А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

10.       “Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

11.       “Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?

12.       “Что есть, чтобы отдать?” Если ребёнок видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.

II. Формирование познавательного интереса

ü    формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы; 

ü    координировать выбор форм и методов индивидуальной и

групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; 

ü    привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования; 

ü    координировать усилия по образованию и самообразованию

ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

  В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.

    Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с

родителями учащихся. Здесь также ставятся две

взаимосвязанные задачи: 

1.      Пополнение данных об интересах детей. 

2.      Создание в семье условий для активного формирования этих

интересов.

   Для развития познавательных интересов с помощью семьи

рекомендуется:

•   беседовать по интересующим учащихся вопросам; 

•   побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их

области; 

•   рекомендовать книги с целью углубления познаний

школьников в интересующей их области; 

•   беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в

школе, освещенных в газетах, журналах); 

III. Контроль за учёбой учащихся

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:

дети не чувствуют свою значимость;

с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;

детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

    Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.

     Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”.

Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

Ø    понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;

Ø    хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;

Ø    наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;

Ø    уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;

Ø    если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.

Заключение

   Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:

активность учащихся;

“слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;

“сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

умение взять ответственность на себя,

умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,

стремление аргументировать свои решения;

более легкое и прочное усвоение программного материала;

доброжелательное отношение друг к другу;

тщательность и добросовестность в выполнении работы;

умение работать с разными источниками информации;

умение организовать не только свою работу, но и работу других.

 

Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников.

«Каждый ребенок отчасти

гений, а каждый гений

отчасти ребенок».                                     

Артур Шопенгауэр

 

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

Януш Корчак


 

Скачано с www.znanio.ru