ДОКЛАД НА ТЕМУ: "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Оценка 5

ДОКЛАД НА ТЕМУ: "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Оценка 5
Документация
docx
математика +1
1 кл—10 кл
30.03.2020
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Считаю данную тему актуальной
ДОКЛАД НА ТЕМ1.docx

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

               

 

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Мышление- процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира, которое имеет свои формы. Поэтому важно уделять внимание и способствовать развитию мышления младшего школьника.

 Математика  даёт  реальные  предпосылки   для   развития   логического мышления, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Первоначальные   математические   знания    усваиваются   детьми    в определённой, приспособленной к их пониманию, системе, в которой  отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно  из  другого.  При сознательном усвоении математических знаний учащиеся  пользуются  основными операциями мышления в  достигнутом  для  них  виде:  анализом  и  синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением. Овладение  мыслительными  операциями  в  свою  очередь  помогает   учащимся успешнее усваивать новые знания.

В начальном обучении математике велика роль текстовых задач. С ней ребёнок встречается с первых дней занятий в школе. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает  ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже  выяснять  различные стороны взаимосвязей в окружающей его  жизни,  дает  возможность  применять изучаемые теоретические положения. Решая  задачи,  учащиеся  приобретают  новые  математические   знания, готовятся к практической  деятельности.  Задачи  способствуют  развитию  их логического мышления, речи. Большое значение имеет решение задач и в   воспитании личности учащихся. Умение  решать  задачи  является одним  из  основных  показателей   уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Одной из главных задач школы является вооружение учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Процесс обучения включает в себя не только усвоение системы знаний, но и развитие мышления.

Изучением мышления занимаются как российские, так и зарубежные психологи, педагоги.Большой вклад в изучение мышления внесли труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Следует также отметить работы Л.И. Божович, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъякова, В.Д. Шадрикова и др.                                                                  

Отечественный педагог В.А. Сухомлинский в своих работах отводил значительное место вопросу развития логики младших школьников.  В своей работе он изучал и анализировал процесс решения детьми логических задач, и опытным путём выявлял особенности мышления детей начальной школы.

Изложенные выше факты определили актуальность выбранной темы: «Решение текстовых задач, как средство развития логического мышления младших школьников на уроках  математики»

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности. Выделяют следующие формы мышления:                                                                        

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются обобщенные и значимые свойства явлений и предметов. К примеру, любой треугольник имеет три угла, но разные размеры, такие как длина сторон и площадь, различную величину углов и форму. Но фигуру треугольник, определяет только первый признак, который отличает ее от других фигур: трапеции, круга, прямоугольника.

Суждение - это форма мышления, использующая отрицание или утверждение какого-либо положения относительно предмета, явления или их свойств. С помощью суждения можно раскрывать сущность понятий. Умение правильно высказаться о предмете или явлении, означает что ребенок знает тот или иной предмет или явление.

Умозаключение - это такая форма мышления, используя которую человек может вывести новое суждение, сопоставляя и анализируя какое-либо суждение. Один из примеров умозаключения - это доказательства геометрических теорем.

Существуют два вида умозаключения - это дедуктивное и индуктивное.

Индукция - это способ при котором при рассуждении человек приходит к общему от частных суждений.

Дедукция - это способ обратный индукции, при котором в процессе рассуждения человек приходит к частному суждению от общего.

По типу различаю три вида мышления:

1) наглядно - действенное;

2) наглядно - образное;

3) словесно - логическое (теоретическое).

Логическое мышление, в отличие от практического, осуществляется только словесным путем. Сформированное умение ребенка правильно рассуждать, дает возможность обучения доказательству. Человек с хорошо развитым логическим мышлением, умеет основательно мыслить, не допуская ошибок     в суждениях. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Психолог                Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а также понимание конечных целей.

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать.     В дальнейшем ребёнок учится рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Можно сделать вывод, что логические мышление необходимо развивать в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. Отсюда следует, что значительное место должно принадлежать широкому применению в процессе обучения младших школьников нестандартных логических задач.

Активная работа мышления в продуктивной деятельности находит свое выражение в мыслительных операциях анализа и синтеза, классификации, сравнения, аналогии и обобщения. Все эти мыслительные операции принято называть приемами умственных действий или логическими приемами мышления.                                                                                                                                   

Одним из важных условий развивающего обучения является включение этих операций в процессы усвоения математического содержания, так как именно продуктивная деятельность дает положительный толчок для развития всех психических функций.

В заключении хотелось бы сказать что из множества познавательных процессов мышление, как один из основных, присущ каждому человеку. Проведенный в работе анализ литературы, позволил выделить основные особенности мышления детей этого возраста: его развитие идет от наглядно - действенному к конкретно - образному и от него к понятийному (логическому) мышлению. Так как наиболее благоприятным периодом для развития логического мышления является возраст до 12-14 лет, то целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса. Поскольку основная часть сенситивного периода приходиться на начальную школу, можно высказать уверенность в том, что необходимость дополнительной работы в этом направлении в начальной школе не вызывает сомнения. Развитие познавательных процессов младшего школьника будет развиваться более продуктивно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления младших школьников. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приёмами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоение навыков алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны – развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. Ведь еще немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс сказал, что: «Математика-царица всех наук…» Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления – такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д. Поэтому в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике. Наработанный материал можно использовать в повседневной жизни, так как логические задачи – это своеобразная "гимнастика для ума", средство для утоления естественной для каждого мыс­лящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума, а так же можно его использовать при обучении детей младшего школьного возраста.

 

 


 

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ

Отечественный педагог В.А. Сухомлинский в своих работах отводил значительное место вопросу развития логики младших школьников

Отечественный педагог В.А. Сухомлинский в своих работах отводил значительное место вопросу развития логики младших школьников

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития…

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020