Доклад
на тему
Подготвила: Дзгоева Зарина
10 «А» класс
1.Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право.
Ислам – одна из трех (наряду с буддизмом и
христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев
практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане
составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам
является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на
международную политику.
В современном понимании ислам – и религия, и государство по причине активного
вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать
исторические корни этого явления.
"Ислам" в переводе с арабского означает покорность,
"мусульманство" (от арабского " муслим ") – предавший себя
Аллаху.
Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад (Мухаммед
или Магомет).
2.Общая характеристика мусульманского права.
Шариат (мусульманское право) органически связан с
исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод
религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны
(мусульманских священных преданий) , содержащий нормы государственного,
наследственного, уголовного и брачно-семейного права". Другими словами,
шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно
связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает
правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка.
Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается
божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах
шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в
себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В
результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали
общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли
отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного
проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии
правопонимания. Действия мусульманина, которым придавался в равной мере
правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, запрещенные
и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с
неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина
и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы
заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала
свободу воли человека. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю
жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение
поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих
шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях
между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще
к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о
калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека
перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране
особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и
смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48) . Таким же
образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и
государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и
обладателям власти среди вас" (4.62).
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его
целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея
единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право
на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.
Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат,
сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением
его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой
права.
Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в странах
Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной
и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей
нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со
временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока,
распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную,
частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако
столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все
большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании
отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных
направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где
наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм.
3.Источники мусульманского права.
Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -
"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман,
состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и
632 г. г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более
ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти.
Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в
Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование
содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе
Олифе (644-656г. г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи
отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая
значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как
арабский судебник" (2.165-166).
Коран состоит из 14 глав (сур) , расчлененных на 6219 стихов стихов (аята).
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500
стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При
этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в
основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой
конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие
установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в
зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей
судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно
свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и
во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу
продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие
"священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную
преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются
проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда
еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е.
обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно,
принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с
большей настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог
ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их
оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с
ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас -
купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое -
Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится
ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут
на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Сура
11,186-190).
Сунна. Другим
авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна
("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов
(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно
встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений
в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9
веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую
известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся
нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права,
правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много
противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело
относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу
лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем,. в
отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые
восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) -
свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле
- сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и
почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение
является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного
воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных
критериев авторитетных предводителей верующих.
Иджма.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая
рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с
Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.
Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам,
которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее
влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями,
муджатахидами) . Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или
Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с
Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились
обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
Такой способ развития норм мусульманского права получил название
"иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников
шариата выводилась из указания Мухаммада: "Если вы сами не знаете,
спросите тех, кто знает".
Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей
религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы,
приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие
специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего
шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым
вопросам.
Фирманы, кануны.
И
наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и
распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах
с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали
рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны
тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде
всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с
населением.
4. Заключение.
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде
разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок
развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили
огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал
трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских
государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак –Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.
Список использованной литературы.
1. Религии мира. Энциклопедия. т. 6. Москва "Аванта +". 1996г.
2. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая
библиотека Ф. Павленкова. Москва. Республика. 1995.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П. Н.
Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980.
4. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г. Ф. Ким.
Москва. Наука. 1985.
5. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю. Тихомирова. М. 1997г.
6. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О. П. Жидкова. ч. 1
Норма. Москва. 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.