МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОШ №17 ИМЕНИ ДАЦАЕВА МОВСАРА»
Доклад на тему:
«Система мероприятий по повышению качества подготовки обучающихся
к итоговой аттестации»
Подготовила: Юсупова Патимат Рамазановна - учитель географии
Проверила: Бабаева И.Б. – руководитель ШМО
Г. Хасавюрт
2024 год
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ следующие можно отнести:
1. организация информационной работы по подготовке учащихся;
2. мониторинг качества;
3. психологическая подготовка к итоговой аттестации;
4. предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации
1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом понимается целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников, родителей.
Большую роль играет информационная подготовка. В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на совещаниях
- о нормативно-правовых документах;
- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в городе.
2) Включение в план работы школьного методического объединения следующих вопросов:
- проведение пробных ОГЭ, обсуждение результатов пробных ОГЭ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
3) Направление учителей на семинары и МО по вопросам итоговой аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков.
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ОГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ОГЭ
2) Индивидуальное консультирование родителей.
2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ОГЭ. Такую работу проводит заместитель директора анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.
Мониторинг помогает организовать работу с одаренными детьми и слабоуспевающими.
Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;
- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки.
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации
Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре государственного экзамена, особенно ЕГЭ. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ЕГЭ фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.
Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что учеников окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к подростку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую он испытывает. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога («Это не я так плохо знаю, это меня учитель завалил»). Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохранить лицо»: обесценивание учителя помогает поддерживать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу.
При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ — это сразу два экзамена - выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги
4. Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими которой являются:
• Входной контроль по материалам КИМов;
• Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
• Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
• Регулярное выполнение домашних заданий;
• Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
• На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме тестирования;
• Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями итоговой аттестации;
• Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
• Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
• Индивидуальное консультирование выпускников;
• Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Справиться со всеми сложностями помогут разработанные методики по организации уроков повторения.
Рекомендации учителям по психологической подготовке выпускников
1. Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки навыка их выполнения.
Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
2. Основную часть работы проводите заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
3. Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.
4. Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого государственного экзамена.
5. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
6. Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
7. Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.
8. Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.
9. Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение учащихся, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования. Верьте в свои силы и возможности Ваших учеников! Всё у Вас получиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.