Доклад на тему:
«Современные подходы к преподаванию английского языка»
Подготовила: Шихбабаева Д.А. учитель английского языка
2018-2019уч. год
Проблемапреподаванияиностранногоязыкавшколевнастоящеевремяособенноактуальна, т.к. изменениявхарактереобразованиявсеболееявноориентируютегона«свободноеразвитиечеловека», натворческуюинициативу, самостоятельностьобучаемых, конкурентоспособность, мобильностьбудущихспециалистов.
Изучениеязыкаикультурыодновременнообеспечиваетнетолькоэффективноедостижениепрактических, общеобразовательныхиразвивающихцелей, ноисодержитзначительныевозможностидлявызоваидальнейшегоподдержаниямотивацииобучаемых.
Формированиеположительноймотивациидолжнорассматриватьсяучителемкакспециальнаязадача. Какправило, мотивысвязаныспознавательнымиинтересамиучащихся, потребностьювовладенииновымизнаниями, навыками, умениями. Ноперваяиестественнаяпотребностьизучающихиностранныйязык–коммуникация. Дляорганизацииблагоприятногоклимата, ориентирующегоучащихсянакоммуникацию, необходимовыбиратьтакиеформыурока, которыебудутстимулироватьдеятельностьучащихся.
Урокиностранногоязыкаимеетсвоюспецифику, таккак, вотличиеотдругихпредметов, вкачествеосновнойцелиобучениявыдвигаетсяформированиекоммуникативнойкомпетенцииучащихся. Вчемжезаключаетсяспецификаэтогопредмета? Оназаключаетсявтом, что, во-первых, язык–будьтороднойилииностранный–служитсредствомобщения, средствомприемаипередачиинформацииобокружающейдействительностивестественныхусловияхсоциальнойжизни, ивкачестветаковогоонидолженрассматриватьсяприегоизучениившколе.
Во-вторых, приобученииэтомупредметурасширяютсяпредставленияобиноязычнойкультурестранычерезязык, ирасширяетсяобщийкругозор. Изучениеиностранногоязыкадаетучащимсялишьвозможностьовладеватьсредствамивосприятияивыражениямыслейопредметах, явлениях, ихсвязяхиотношенияхпосредствомновогодлянихязыка, которыйвыступаетвдвухформах: устнойиписьменной. Овладениеэтимиформамиобщенияидолжновходитьвкоммуникативнуюцельобученияпредмету«иностранныйязык».
В-третьих, язык, будучисредствомобщения, нуждаетсявтом, чтобыего«содержаливрабочемсостоянии», тоестьвсегдаготовымкиспользованиюввозникающихситуацияхобщения. Поэтомуовладениеэтойшкольнойдисциплинойнепременносвязаносцеленаправленной, четкоорганизованнойпрактикойвупотребленииусваиваемогоматериалавустнойиписьменнойформахобщениявтехусловиях, которымирасполагаютобщеобразовательныеучреждения.
Внастоящеевремяглобальнойцельюовладенияиностраннымязыкомсчитаетсяприобщениекинойкультуреиучастиевдиалогекультур. Этацельдостигаетсяпутемформированияспособностикмежкультурнойкоммуникации. Именнопреподавание, организованноенаосновезаданийкоммуникативногохарактера, обучениеиноязычнойкоммуникации, используявсенеобходимыедляэтогозаданияиприемыявляетсяотличительнойособенностьюурокаиностранногоязыка.
Деятельностнаясущностькоммуникативно-ориентированногообученияиностранномуязыкуреализуетсявусловияхгуманистическогоподходакобучению. Притакомподходесоздаютсяположительныеусловиядляактивногоисвободногоразвитияличностивдеятельности. Вобщемвидеэтиусловиясводятсякследующему:
· учащиесяполучаютвозможностьсвободноговыражениясвоихмыслейичувстввпроцессеобщения;
· каждыйучастникобщенияостаетсявфокусевниманияостальных;
· участникиобщениячувствуютсебявбезопасностиоткритики, преследованиязаошибкиинаказания.
Гуманистическийподходпредполагаетобучение, центрированноенаученике. Этоозначает, чтоучение, аточнее, взаимодействующиемеждусобойучащиесяявляютсяцентромпознавательнойактивностинауроке.
Обучениеиностраннымязыкамдолжнореализовыватьпринципнепрерывногоязыковогошкольногообразованиявобластиизученияиностранныхязыков, чтосоответствуетсовременнымпотребностямличностииобщества.
Цели, поставленныепередпредметом«иностранныйязык», долженрешатьметодическиграмотныйучитель, владеющийсовременнымитехнологиямиобученияиностранномуязыку, знающийпсихолого-педагогическиеособенностиучащихся.
Длядостиженияцелинеобходимо:
1. Созданиеатмосферывзаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованностикаждогоученикаврезультатесвоейдеятельности.
2. Коллективноевзаимодействие (индивидуальная, парная, групповаяработа).
3. Личностно-ориентированноеобщение (учетинтересовучащихся, личностныхсвойств, психологическихособенностей).
4. Объемусваиваемогоматериала (соответственновозрасту).
5. Сознательноеусвоениеязыкаприобученииобщению.
6. Количествоивариативностьприемов (коммуникативные, творческиеигры, конкурсы, дискуссии, песни, постановки, фильмы, презентации, наглядность, проекты, использованиеинформационныхтехнологий, раздаточныйматериал).
7. Плотностьобщения (четкоепланированиеуроков, высокийтемпуроков).
8. Коммуникативнаяобстановканауроке (психологическийкомфорт, установканаобщение, доступностьпредметаречииинтересакнему).
Учащиесявклассахразличаютсяпоуровнюсформированностиуменийинавыковговорения, чтения, слушания, письма, посвоемутворческомупотенциалу, умениюобщаться. Вкачествеосновныхметодовтехнологииличностно-ориентированногообучениявыступаютследующие:
· методыобучениявсотрудничестве;
· методыпроектов;
· разноуровневоеобучение;
· модульноеобучение.
Самымэффективнымирезультативным, намойвзгляд, являетсяобучениевсотрудничестве. Основнаяидеятехнологии–создатьусловиядляактивнойсовместнойучебнойдеятельностиучащихсявразныхситуацияхдляработынадсовместнымпроектом. Этоновыйподходкпредмету, гдеакцентделаетсянасамостоятельномпознавательноминтересе. Можноотметитьследующиеположительныестороныэтоговидаработы:
1. Повышениеобщеймотивацииучащихся. Проекты–личностно-ориентированныйвидработы. Приегоподготовкеучащиесяизучаютинтересныедлясебятемы. Например: Гдеяхотелбыжить? 10 класс; Преступленияинаказаниявшколе. 11 класс; Жизньв XXII веке. 6 классит.д. Проектыпредполагаютактивноеучастиешкольниковвразныхвидахдеятельности: онидолжныписать, клеить, вырезать, обращатьсяксправочникам, рисовать, составлятьколлажи, искатьфотографии, рисунки, братьинтервью, делатьинсценировки, рекламу, сочинятьстихи, петь.Всеэтопозволяетучащимсясразнымуровнемязыковойподготовкинаравнеучаствоватьвтакойпроектнойработе.
2. Повышениезначимостианглийскогоязыкакаксредстваобщения. Рассказываяосебеиокружающеммирепо-английски, учащиесяоткрываютдлясебяпреимуществаанглийскогоязыкакакязыкамеждународногообщения. Ведьвбудущемонимогутоказатьсявситуации, гдеимпотребуетсяописатьсвойгород, хобби, работу, книгу, проблемылюбогорода, ипроектнаяработаготовитребяткэтому.
3. Образовательнаяивоспитательнаяценность. Используямежпредметныесвязи (МХК, история, английскийязык, литература, география, русскийязык), уучащихся развиваетсяпознавательнаяактивность, воображение, ониучатсяведениюдискуссий, лекций, публичныхвыступленийнаанглийскомязыке, отрабатываютумениеаргументироватьсвоюточкузрения, развертыватьпредложенныйтезис. Данныйподходподразумеваетучетпсихолого-педагогическихзадач, возрастаучащихся, ихкультурно-языковогопространства. Цель–связатьпрошлоеинастоящее, спланироватьбудущеевсветеидейно-художественныхконцепций, нравственныхдоминантвремени, чтопозволяетлучшепониматьисторическиепроцессыспомощьюразличныхискусств, своейсобственнойпозиции, уменияориентироватьсявсовременноммиреиприниматьсамостоятельныерешения. Школьникиучатсявестиисследовательскуюработу, авыполнениепроектовдаетвозможностьнапрактикеиспользоватьзнанияиметодыиздругихобластейнауки. Приоценкепроектныхработследуетобращатьвниманиенетольконаправильноеиспользованиеязыка. Важнатакжестепеньихтворчестваиоригинальностипривыполнениипроекта.
Проектныезаданиядаютпонятьученику, чтоуспехилинеуспехвсейгруппызависитоткаждого. Практически, этообучениевпроцессеобщения. Кподготовкепроектовучащимисясреднегозвенаможнопривлекатьстаршеклассников. Описывая, интерпретируя, рассуждаяииграя, учащиесяовладеваютнеобходимымивобщенииречемыслительнымиумениямиинавыками. Задачапедагога–управлятьэтимпроцессом, постепенноусложнятьречемыслительныекоммуникативныезадачи. Сотрудничество, сотворчествоученикаиучителя, созданиетворческогомикроклимата–обязательнаяосновагуманно-личностнойтехнологии. Следуетиметьввиду, чтопедагогическоевоздействиевсегдаоднонаправленно (учитель–ученик), асотрудничеству, взаимодействиюприсущаразнонаправленность (ученик–учитель, учитель–ученик, ученик–ученик).Даннаятехнологиязаслуживаетвнимания, т.к. онаудовлетворяетпотребностидетейвобщениидругсдругомисучителем. Такойпроцессобучениявыявляеттристороныобщения:
1)
информативную (передачаиобменинформации);
2) интерактивную (организациявзаимодействиявсовместнойдеятельности);
3) перцептивную (восприятиеипониманиечеловекачеловеком).
КметодаминтерактивногообучениявмоейпрактикеможноотнестиКВНы, "круглыестолы", дискуссии, семинары, диспуты, презентации, защитапроектов, где, какправило, послеизученияобъемнойизначимойтемысамостоятельновходеколлективногообсужденияподводятсяитоги. Ученикивыступаютсдокладами, эссе, сочинениями, анализом, рецензиями, проектами, исследованиямиинаучно-практическимирефератами. Особоевнимание уделяетсянаучно-практическойработеучащихся 8–11-хклассов. Всядополнительнаяинформацияизнания осмысливаютсяиперерабатываютсянафакультативахикружках, индивидуальныхзанятияхи лекциях, далееонаобрабатываетсяипредставляетсяврефератахдлядальнейшегообсужденияуженашкольныхигородскихнаучно-практическихконференциях. Принаписаниирефератовучитываетсяактуальностьтемы.
Мояцелькакпедагога
· Сделатьребенкасоратникомвегообученииивоспитании;
· Настроитьегонапедагогическоесотрудничество;
· Сохранитьзаребенкомчувствосвободноговыбора;
· Способствоватьвсестороннемуформированиюготовностиучащихсякнепрерывномупроцессуобразования, ксаморазвитиюисамосовершенствованиювсовременныхусловиях.
Намойвзгляд, такойподходкпроблемеобученияиностраннымязыкамдаетучащимсявозможность:
· применятьнапрактикеполученныезнания, генерируяприэтомновыеидеи;
· повышатькачествоязыковыхзнаний;
· побуждатьихкболееглубокомуизучениюанглийскогоязыкаспоследующимизучениемвторого, третьегоиностранногоязыка;
· использоватьанглийскийязыккаксредствореальногообщения (электроннаяпочта, Интернет, деловаяперепискаит. д.);
· уметьрациональноработатьсословарем, электроннымсловарем, справочнойлитературой, периодическимиизданияминаанглийскомязыке;
· преодолеватьтрудностивобщении;
· статьграмотнымиспециалистами, порядочнымилюдьми, патриотамисвоейстраны.
Главное, очемдолженпомнитькаждыйучитель, заключаетсявследующем: «Чтобыбытьхорошимучителем, нужнолюбитьто, чемуучишь, и любитьтех, когоучишь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.