Доклад
на тему «Урок ИЯ»
Выполнил: преподаватель
Семёнова И.В.
1. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, группового, парного, индивидуального)
Перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить
каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке, так как личность
развивается в процессе деятельности. Использование на уроке различных вариантов
сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает
включенность каждого ученика в образовательный процесс.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся
называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все
ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом
обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем
классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего
рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение
рассматриваемых вопросов и т.д.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. Фронтальная работа на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся.
Групповая форма организации учебной работы учащихся.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
*класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
*каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
*задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
* состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя- всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно.
2. Контроль и способы исправления ошибок
Важное место в общей системе работы по предупреждению речевых ошибок занимают специальные упражнения. Упражнения могут быть как письменные, так и устные. Формулировка заданий зависит от того, на какой стадии обучения осуществляется предупреждение ошибки. Существует множество таких упражнений.
1. Использование знаков.
Для этого приема потребуется большие листы бумаги. На каждом из них рисуется та ошибка, которая наиболее часто встречается в речи учащихся. Например, на одном листе нарисовать звук [s] - для тех, кто забывает произносить его там, где это необходимо; на другом листе - частицу «to» и зачеркнуть её. Карточки показываются по необходимости, то есть при совершении ошибок. Ошибки, зафиксированные на карточке, могут варьироваться в зависимости от этапа, образования и уровня подготовленности класса.
2. Использование пособий.
Многие типичные ошибки в устной речи учащихся можно предотвратить путем использования наглядных схем и планов. Они всегда находят широкое применение и представляют собой схемы, определяющие содержание речевого произведения учащегося. Например, схема сообщения/сочинения «Мой рабочий день». Здесь схема совпадает с пунктами плана.
3. Использование направляющих команд
Когда учащиеся делают ту или иную ошибку, необходимо дать ему указания исправить её, ни в коем случае не исправлять самому. Можно сказать, например, change the pronunciation change the verb, change the word. Этот способ универсален т.к. подходит для исправления ошибок любого вида.
4. Подслушивание.
В то время, как учащиеся работают в группах или по парам, учитель должен отметить ошибки, занести их в блокнот. В конце урока написать неправильные предложения на доске, чтобы учащиеся исправили ошибки в ходе обсуждения. Это можно сделать так: необходимо сделать список ошибок, который может быть использован в упражнениях для домашнего задания; либо двое-четверо учащихся, проработав несколько ошибок, объясняют исправленное всему классу; либо же сверяются с другими маленькими группами.
5. Кодирование при помощи пальцев.
При выполнении этого способа пальцы одной или двух рук символизируют слова в предложении и вопросе. Необходимо пошевелить теми пальцами, выступающими в качестве слова, в котором была сделана ошибка. Этот способ подходит для исправления неправильного порядка слов, пропуска слов, неправильного выбора слов.
6. Использование жестов.
Необходимо вместе с учащимися разработать жест, который служил бы детям сигналом остановиться, обдумать сделанную ошибку, поправить себя перед тем, как продолжить говорить. Простейшим жестом может служить поднятый вверх палец.
7. Использование
При наличии магнитофона можно записать на пленку высказывания учащихся. Затем прослушать и указать ошибочные слова или конструкции. Можно сделать распечатку текста с магнитофона и предложить учащимся те места, которые они считают неправильными.
8. Наблюдение
Одна часть класса в центре комнаты обсуждает какую-то проблему. Другая - садится вокруг них, молча следит за обсуждением и записывает все ошибки, а остальные должны их исправить. Затем учащиеся меняются ролями, чтобы все ученики могли выполнить обе функции. В группе обсуждающих должно быть не более 5-6 человек, если же диктофон или магнитофон, то одна группа может выполнить оба задания. Смысл этого упражнения в том, чтобы учащиеся научились замечать ошибки чужой речи и самостоятельно их исправить.
Все эти методы могут быть использованы для предупреждения, коррекции грамматических, фонетических, лексических ошибок. Главное в них то, чтобы они способствовали развитию устной речи, а также были функциональны, и отражали новизну, ситуативность, личную индивидуализацию.
3. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем
Мотивация - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к действию. Мотивация, как сложная многоуровневая система, включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки, эмоции. Создание мотивации к изучению ИЯ невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма.
Повышение мотивации идёт через:
1.доброжелательное отношение учителя;
2. использование наглядности и другого дидактического материала;
3. использование страноведческого материала;
4. вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
5. использование песен, рифмовок, стихов;
6. использование познавательных игр;
7. творческую работу самих учащихся;
8. контроль знаний, умений и навыков.
Учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, самому следует быть:
1. уверенным в возможностях своих учеников и постоянно им об этом говорить;
2. хвалить их как можно чаще;
3. всячески показывать личную заинтересованность в их успехах;
4. избегать таких соревновательных заданий, где слабый ученик заведомо проиграет;
5. поддерживать их ответы одобряющей улыбкой;
6. оценивать не ученика, а допущенные им ошибки
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике можно использовать уроки-общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видео-уроки, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-конференции, уроки-тесты, очень хорошо зарекомендовали себя ИКТ презентации, и т.п.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: декада иностранного языка, вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие.
Источники создания мотивации (по классификации П. Б, Гурвича):
1. Целевая мотивация.
Данная мотивация основана на ясном осознании как
конечной цели научения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания. Это
непосредственно связано и с речевой ценностью урока. Из психологии известно,
что хорошо усваивается то, что связано с активной деятельностью человека, что
нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха
Любой человек, а особенно подросток, болезненно
переживает «неуспех», но если предмет «удается», то его изучают с удвоенным
интересом. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд,
который они затратили, почувствовать, что идут к какай-то цели, получают что-то
такое, что могут использовать немедленно.
Мотивация в изучении ИЯ значительно возрастет,
если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во
внеклассной работе. Именно здесь достигнутые успехи могут быть оценены как одноклассниками,
так и родителями, школьниками других классов, учителями-предметниками и т. д.
3. Страноведческая мотивация.
Сам факт перемещения обыденных действий и
событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся, дает
возможность обратить внимание на различные проявления национальных
специфических особенностей иной культуры. Как люди в разных странах ходят в
магазин, к врачу, в гости, в школу, в кино и т. д.? Как и что они при этом
говорят, как ведут себя, что предполагают услышать в ответ и почему?
Сравнительный анализ и сопоставление культурных
особенностей родной страны и стран изучаемого языка позволяют лучше попять особенности
чисто языковых явлений, которые представляют собой отражение фактических
сторон жизни людей. Язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни
той или иной страны. В нем находят отражение нравы и обычаи страны, ее
взаимодействие с другими странами мира. Все это имеет огромную ценность для
понимания социальной природы языка, его связи с мышлением, но при условии, что
данный материал умело обсуждается и действительно соотносится с изучаемым мате
риалом.
4. Эстетическая мотивация.
Многие методисты высказывают мысль о том, что
ученики должны изучать ИЯ не потому, что им нужно знать язык, а потому, что
изучение языка — удовольствие. Чтобы это действительно было так, следует уделить
достаточное внимание оформлению кабинета, качеству используемых наглядных
пособий, картин, слайдов, видео, музыке, звучащей на уроке и на перемене, а также
культуре оформления записей на доске, в тетрадях. Все это должно быть
эстетичным, вызывающим интерес к предмету, а не раздражение.
5. Инструментальная мотивация.
Исходя из особенностей работы мозга,
темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый
ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Один с легкостью составляет
занимательные рассказы с изучаемой лексикой, другой предпочитает драматизацию,
третий любит переводить и т.д. Учет инструментальной мотивации состоит в том,
чтобы дать возможность каждому ученику максимально выразить себя в любимом и
наиболее удающемся виде работ. Грамотно построенные учебные пособия очень часто
предполагают возможность выбора различных заданий, построенных на решении
сходных речевых задач на конкретном языковом и речевом материале. Обучение в коллективе
и через коллектив предполагает не только возможность «сольной» самореализации,
но и применение таланта в групповых формах работы. Это наглядно прослеживается
в разработке совместных проектов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.