Очнева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ «Жердевская СОШ»
Тамбовской области
Доклад на тему: "Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования"
Обновленный
ФГОС предусматривает не только организацию работы на уроке,
но и обязательную программу внеурочной деятельности школьников.
Предполагается, что внеурочка поможет более успешному освоению образовательной
программы и в целом будет способствовать разностороннему развитию
личности учащегося и его социализации с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей.
Планируемый результат внеурочной деятельности на уровне государства — как можно больший охват учащихся средних школ организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, а также чувства любви к Родине, приверженности к ЗОЖ, воспитание толерантности и уважения к себе и окружающим.
Говоря простым языком, внеурочная деятельность — это дополнительные занятия, которые отличаются от учебной программы, и которые учителя проводят отдельно от основных уроков. Ими могут считаться как кружки и секции в пределах образовательного учреждения, так и различные экскурсии, походы, исследовательская работа, соревнования, конкурсы, выставки и др.
Продолжительность внеурочных занятий зависит от возраста — ученики начальной школы занимаются не более 50 минут, учащиеся средних и старших классов — не более 1,5 часов.
Внеурочная деятельность школы направлена на решение следующих воспитательных задач:
1. Приобретение необходимого опыта социального взаимодействия.
2. Навык ответственного отношения к основным общечеловеческим идеалам.
3. Выработка навыка самостоятельных решений и действий.
Например, внеурочка нужна для того, чтобы помочь учащимся адаптироваться к нагрузке, освоить образовательную программу и способствовать созданию лучших условий для разностороннего развития и социализации.
Внеурочная деятельность — это не учебный процесс, не программа допобразования, не воспитательная работа учителей, однако она может включать в себя элементы каждого из перечисленных видов деятельности. В целом ВД носит компенсационный характер и способствует решению тех учебных задач, которые в силу каких-либо причин не удалось решить в рамках урока.
Внеурочная деятельность в основной школе, как и на других ступенях школьного образования, реализуется посредством учебного плана, программы допобразования школ и учреждений ДО, а также с помощью классного руководства.
Согласно ФГОС, внеурочка в школе организуется по основным направлениям развития личности. Это позволяет плотно «вплести» досуг в воспитательную работу, выстроить межпредметные связи, а также объединить усилия педагогического коллектива учреждения в достижении образовательных целей.
Выделяют следующие направления программы внеурочной деятельности:
Цель данного направления внеурочной деятельности в начальной школе и на других ступенях школьного образования — развитие у школьников критического мышления, умение искать и анализировать информацию, расширение кругозора. В результате учащиеся получают первые представления о различных видах человеческой деятельности, обнаруживают свои склонности и интересы. Среди форм, которые активно используются в данном направлении — библиотечные уроки, олимпиады, научно-практические конференции, предметные недели, ученические проекты, экскурсии и др.
Основная цель направления — формирования у школьников мотивации к ведению здорового образа жизни и их гармоничное физическое развитие. Здесь на первый план выходит просветительская работа, различные спортивные праздники, туристические походы, соревнования, эстафеты, дни здоровья и др.
Данное направление программы внеурочной деятельности в первую очередь нацелено на формирование патриотических чувств и приобщение к общечеловеческим ценностям. Формы реализации — экскурсии, кружки и секции исторического, краеведческого и лингвистического профиля.
Нацелено на формирование бережного отношения к природе и близким, экологической грамотности, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, эмоциональной сферы. Формы реализации — различные художественные выставки, конкурсы, тематические классные часы, выходы на природу и на культурные мероприятия, и д.
Формирует у учащихся социальные навыки, знакомит с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и правилами. Школьники учатся взаимодействовать друг с другом, трудиться, нести ответственность за свои решения и поступки. Здесь наиболее актуальны различные психолого-педагогические формы работы — лектории, беседы, дискуссии, тренинги, консультации, мастер-классы и др.
Это основные направления внеурочной деятельности. Основная школа, как и начальная ступень, реализует каждое из них с учетом возраста учащихся, их общего интеллектуального уровня и прочих особенностей.
Виды внеурочки тесно связаны с направлениями, описанными выше. Внеурочка может реализовываться в:
Основной принцип внеурочной деятельности школы — учет интересов, потребностей и склонностей учащихся. Ее главная цель — способствовать интеллектуальному, физическому, духовному развитию учащихся, становлению их как личностей, аккумулированию опыта индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.
Для того, чтобы достичь целей и успешно решить поставленные задачи, ВД должна быть основана на следующих принципах:
1. Гуманизм — основан на принятии во внимание желаний и интересов учащихся.
2. Системность — основан на установлении тесного контакта между учащимися, их родителями и педагогами.
3. Вариативность — предполагает широкий спектр различных форм и методов ВД, а также свободный выбор и добровольное участие школьников.
4. Креативность — основан на поддержании педагогами любой творческой активности школьников, поощрении их желания участвовать в мероприятиях.
5. Успешность и социальная значимость— основан на формировании у учащихся потребности в достижении успеха. Достигаемые результаты при этом должны представлять ценность не только для самого школьника, но и для его окружения — в первую очередь, одноклассников и друзей.
Одна из главных задач современного школьного образования — воспитание социально активной, творческой личности ребенка. Именно программа внеурочной работы способствует формированию его мировоззрения, повышает мотивацию к учению, развивает самостоятельность и создает условия для успешной самореализации.
Принципиально важно, чтобы любой вид деятельности был не только добровольным, но и социально значимым. Только при соблюдении последнего критерия возникнет стимул, осознание своей роли в общем деле, ощущение сопричастности к нему. Очень важно при этом еще и прислушиваться к инициативам, выдвигаемым детьми, и поощрять любую их самостоятельность.
Внеурочная деятельность школы — это не дополнительное образование, но она напрямую связана с ним, особенно в части формирования интересов и способностей учащихся. Еще один немаловажный аспект — не все родители могут водить детей, особенно младших школьников, в учреждения
дополнительного образования: у кого-то нет материальной возможности, у кого-то — времени. Школьная внеурочная деятельность способна решить эту проблему и предоставить ребенку возможность заниматься по интересам даже на безвозмездной основе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.