Доклад на тему: "Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования"
Оценка 4.6

Доклад на тему: "Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования"

Оценка 4.6
docx
05.08.2023
Доклад на тему: "Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования"
Доклад Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС.docx

Очнева Людмила Александровна,

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «Жердевская СОШ»
  Тамбовской области

 

 Доклад на тему: "Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования"

Обновленный ФГОС предусматривает не только организацию работы на уроке, но и обязательную программу внеурочной деятельности школьников.
Предполагается, что внеурочка поможет более успешному освоению образовательной программы и в целом будет способствовать разностороннему развитию личности учащегося и его социализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Планируемый результат внеурочной деятельности на уровне государства — как можно больший охват учащихся средних школ организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, а также чувства любви к Родине, приверженности к ЗОЖ, воспитание толерантности и уважения к себе и окружающим.

Зачем нужна внеурочная деятельность

Говоря простым языком, внеурочная деятельность — это дополнительные занятия, которые отличаются от учебной программы, и которые учителя проводят отдельно от основных уроков. Ими могут считаться как кружки и секции в пределах образовательного учреждения, так и различные экскурсии, походы, исследовательская работа, соревнования, конкурсы, выставки и др.

Продолжительность внеурочных занятий зависит от возраста — ученики начальной школы занимаются не более 50 минут, учащиеся средних и старших классов — не более 1,5 часов.

Внеурочная деятельность школы направлена на решение следующих воспитательных задач:

1.     Приобретение необходимого опыта социального взаимодействия.

2.     Навык ответственного отношения к основным общечеловеческим идеалам.

3.     Выработка навыка самостоятельных решений и действий.

Например, внеурочка нужна для того, чтобы помочь учащимся адаптироваться к нагрузке, освоить образовательную программу и способствовать созданию лучших условий для разностороннего развития и социализации.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность — это не учебный процесс, не программа допобразования, не воспитательная работа учителей, однако она может включать в себя элементы каждого из перечисленных видов деятельности. В целом ВД носит компенсационный характер и способствует решению тех учебных задач, которые в силу каких-либо причин не удалось решить в рамках урока.

Внеурочная деятельность в основной школе, как и на других ступенях школьного образования, реализуется посредством учебного плана, программы допобразования школ и учреждений ДО, а также с помощью классного руководства.

Внеурочная деятельность: направления

Согласно ФГОС, внеурочка в школе организуется по основным направлениям развития личности. Это позволяет плотно «вплести» досуг в воспитательную работу, выстроить межпредметные связи, а также объединить усилия педагогического коллектива учреждения в достижении образовательных целей.

Выделяют следующие направления программы внеурочной деятельности:

  • интеллектуальное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • общекультурное;
  • социальное.

Интеллектуальное направление

Цель данного направления внеурочной деятельности в начальной школе и на других ступенях школьного образования — развитие у школьников критического мышления, умение искать и анализировать информацию, расширение кругозора. В результате учащиеся получают первые представления о различных видах человеческой деятельности, обнаруживают свои склонности и интересы. Среди форм, которые активно используются в данном направлении — библиотечные уроки, олимпиады, научно-практические конференции, предметные недели, ученические проекты, экскурсии и др.

Спортивно-оздоровительное направление

Основная цель направления — формирования у школьников мотивации к ведению здорового образа жизни и их гармоничное физическое развитие. Здесь на первый план выходит просветительская работа, различные спортивные праздники, туристические походы, соревнования, эстафеты, дни здоровья и др.

Духовно-нравственное направление

Данное направление программы внеурочной деятельности в первую очередь нацелено на формирование патриотических чувств и приобщение к общечеловеческим ценностям. Формы реализации — экскурсии, кружки и секции исторического, краеведческого и лингвистического профиля.

Общекультурное направление

Нацелено на формирование бережного отношения к природе и близким, экологической грамотности, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, эмоциональной сферы. Формы реализации — различные художественные выставки, конкурсы, тематические классные часы, выходы на природу и на культурные мероприятия, и д.

Социальное направление

Формирует у учащихся социальные навыки, знакомит с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и правилами. Школьники учатся взаимодействовать друг с другом, трудиться, нести ответственность за свои решения и поступки. Здесь наиболее актуальны различные психолого-педагогические формы работы — лектории, беседы, дискуссии, тренинги, консультации, мастер-классы и др.

Это основные направления внеурочной деятельности. Основная школа, как и начальная ступень, реализует каждое из них с учетом возраста учащихся, их общего интеллектуального уровня и прочих особенностей.

Виды внеурочной деятельности

Виды внеурочки тесно связаны с направлениями, описанными выше. Внеурочка может реализовываться в:

  • игре;
  • интеллектуально-познавательной деятельности;
  • проблемно-ценностном взаимодействии;
  • развлекательной деятельности;
  • художественном творчестве;
  • труде;
  • спортивной деятельности;
  • туристической и краеведческой деятельности.

Принципы внеурочки

Основной принцип внеурочной деятельности школы — учет интересов, потребностей и склонностей учащихся. Ее главная цель — способствовать интеллектуальному, физическому, духовному развитию учащихся, становлению их как личностей, аккумулированию опыта индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.

Для того, чтобы достичь целей и успешно решить поставленные задачи, ВД должна быть основана на следующих принципах:

1.     Гуманизм — основан на принятии во внимание желаний и интересов учащихся.

2.     Системность — основан на установлении тесного контакта между учащимися, их родителями и педагогами.

3.     Вариативность — предполагает широкий спектр различных форм и методов ВД, а также свободный выбор и добровольное участие школьников.

4.     Креативность — основан на поддержании педагогами любой творческой активности школьников, поощрении их желания участвовать в мероприятиях.

5.     Успешность и социальная значимость— основан на формировании у учащихся потребности в достижении успеха. Достигаемые результаты при этом должны представлять ценность не только для самого школьника, но и для его окружения — в первую очередь, одноклассников и друзей.

Место внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Одна из главных задач современного школьного образования — воспитание социально активной, творческой личности ребенка. Именно программа внеурочной работы способствует формированию его мировоззрения, повышает мотивацию к учению, развивает самостоятельность и создает условия для успешной самореализации.

Принципиально важно, чтобы любой вид деятельности был не только добровольным, но и социально значимым. Только при соблюдении последнего критерия возникнет стимул, осознание своей роли в общем деле, ощущение сопричастности к нему. Очень важно при этом еще и прислушиваться к инициативам, выдвигаемым детьми, и поощрять любую их самостоятельность.

Внеурочная деятельность школы — это не дополнительное образование, но она напрямую связана с ним, особенно в части формирования интересов и способностей учащихся. Еще один немаловажный аспект — не все родители могут водить детей, особенно младших школьников, в учреждения

дополнительного образования: у кого-то нет материальной возможности, у кого-то — времени. Школьная внеурочная деятельность способна решить эту проблему и предоставить ребенку возможность заниматься по интересам даже на безвозмездной основе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Очнева Людмила Александровна , учитель начальных классов первой категории

Очнева Людмила Александровна , учитель начальных классов первой категории

Навык ответственного отношения к основным общечеловеческим идеалам

Навык ответственного отношения к основным общечеловеческим идеалам

Интеллектуальное направление

Интеллектуальное направление

Здесь наиболее актуальны различные психолого-педагогические формы работы — лектории, беседы, дискуссии, тренинги, консультации, мастер-классы и др

Здесь наиболее актуальны различные психолого-педагогические формы работы — лектории, беседы, дискуссии, тренинги, консультации, мастер-классы и др

Гуманизм — основан на принятии во внимание желаний и интересов учащихся

Гуманизм — основан на принятии во внимание желаний и интересов учащихся

Еще один немаловажный аспект — не все родители могут водить детей, особенно младших школьников, в учреждения дополнительного образования: у кого-то нет материальной возможности, у кого-то…

Еще один немаловажный аспект — не все родители могут водить детей, особенно младших школьников, в учреждения дополнительного образования: у кого-то нет материальной возможности, у кого-то…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023