Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад №2 "Золотой ключик"
Барабинского района Новосибирской области.
Доклад на тему:
Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выполнила:
Петрова Анжела Николаевна - музыкальный руководитель
2020г.
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной
важности, и нет необходимости
это доказывать. Это любовь,
Она начинается с малого-с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения.
В нашем детском саду сложилась система работы в этом направлении.
Это:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному
дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
-воспитание уважение к труду людей;
-развитие интереса к русским традициям и ремеслам;
-расширение представлений о России, столице государства, о своей малой
родине;
-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижение родины.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из
задач патриотического воспитания, которая включает в себя воспитание
любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей
стране.
Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в нее устное
народное творчество.
Фольклор (в переводе с английского )народная мудрость:
-песни;
-сказки;
-легенды;
-былины;
-пословицы;
-поговорки;
-загадки;
-потешки;
-произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства
Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу:
-организовать режимные моменты;
-провести игру-занятие;
-встретить новичка;
-успокоить не в меру расходившихся малышей и т.д. помогают
потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течение
веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Малые фольклорные жанры, помогают мне и нашим воспитанникам в работе.
Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают
окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию
исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и
мировидение ее создателей и носителей.
Музыкальному руководителю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период ребенка - войти в новый, непривычный для него мир детского сада.
Непросто, но задача облегчается, если используешь потешки для новичков –так мы их называем.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий.
Из собственного опыта понимаю: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна вернуться в реальный мир как можно
спокойнее? Русский человек позаботился и об этом.
Потешки на сон грядущий
Баю ,баю, байки
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.
При организации игр фольклор незаменим
.Игровые потешки использую в
своей работе достаточно широко.
Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот
Тише, мыши, не шумите
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их
красотой, стремиться узнать их как можно больше. Это понимали наши
далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о
растениях, временах года, солнце, небе ...
Сосна, сосна,
Отчего ты красна?
Оттого я красна,
Что под солнышком росла!
Любовь к родине начинается с малого, с познания быта родного
народа, родственных связей, ощущение своих предков...
Месит баба тесто,
Есть в печке место.
Печет, печет каравай.
Переваливай, валяй!
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым
приобщаю их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества
людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
Фольклор - это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой,
движением, ритмом.
Фольклор - это школа патриотического воспитания.
Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего
воспитания.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что
фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания
младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям,
родственникам, братьям, сестрам, формирует культурно - гигиенические
навыки, знакомит с красотой русской природы, родного дома , малой Родины.
Итак :
-малыш еще и слов-то знает мало - колыбельная песня завораживает его
своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
-малыш делает первые шаги, потягивается, плачет, радуется - помогает
ему осваиваться в мире, который ему еще не очень понятен;
-малыш учится быть человеком - слушая потешки и песенки, получает –добрые и мудрые наставления (герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры).
Использую малые формы народного фольклора при обучении детей в
самостоятельной деятельности при досуге, на занятиях, конкурсах,
развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к
устному народному творчеству.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает
себя, приобщение ребенка начинается с детства, где закладываются основные
понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Список литературы:
1.В.И.Даль.Пословицы и поговорки русского народа.М.2009г.
2.В.Аникин.Русскии фольклор.М.2005г.
3.О .Л .Князева, М. Д .Маханева. Приобщение детей к истокам русской культуры.
Учебно-методическое пособие,2 издание,2008г.
4.Г.Науменко.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки.
М.2008г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.