ИПК и ПКСО г Алматы
ГУ ОШ №10 г Алматы
Доклад на тему:
«Развитие творческого потенциала детей и подростков средствами музыкального театра школы»
Разработка учителя музыки и искусства ОШ№10, руководителя музыкально-театральной студии «Семицветик» Исабековой Арман Ерки-Улановны
Алматы август, 2010
План:
1 «Определение понятия творчества и творческих способностей»
2 «Значение дополнительного образования, как средства развития творческого потенциала школьника»
3 «Общая характеристика деятельности музыкально- театральной студии «Семицветик»- цели, задачи, направления»
4 «Требования к уровню подготовки участников музыкально-театральной студии»
5 «Использование ИКТ как средство наглядности на занятиях кружка при изучении и постановке нового материала»
6 «Проблемы, возникающие при организации внеклассных и внешкольных мероприятии и работы музыкально-театральной студии в целом»
7 «Значение работы музыкально-театральной студии «Семицветик»
8 Список использованной литературы и интернетресурсов
Введение
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределен тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".
Слово “творчество” происходит от слова “ творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида-репродуктивная и собственно творческая, Сущность репродуктивной деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение определенных впечатлений или действий, а желание сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Таким образом элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально – технической базы ставят перед системой образования, в том числе перед системой дополнительного образования, задачу формирования творческой, конкурентоспособной личности, личности:
- Инициативной;
- Всестороннеразвитой;
- Социально - активной;
- Креативной;
- Толерантной;
- умеющей взаимодействовать с другими людьми,
- умеющей делать выбор и нести ответственность за него;
- принимать решения и доводить их до реализации;
Однако в настоящее время задачи образовательной школы фактически сузились, «ограничившись» загрузкой школьников знаниями об основах наук и достижением высокого процента успеваемости и недооценка значения дополнительного или внеклассного обучения. А целью образования в любой общеобразовательной школе, как подсказывает само слово, должно быть формирование образа человека сознательного, человека совершенного характера в триединстве сердца, ума и рук. Именно развитию этих качеств служит эстетическое образование в целом, и на его основе дополнительное ,внеклассное обучение в частности. В основе внеклассного обучения лежит добровольный, осознанный выбор ребенком и его родителями того объединения, студии, кружка, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно и, в котором его способности реализуются наиболее полно. Отсутствие жестких рамок образовательных стандартов, возможность варьирования содержания занятий, исходя из интересов детей и пожеланий родителей, обуславливают стремления педагога к использованию личностно – ориентированных педагогических технологий.
Именно развитие и культивирование дополнительного или внеклассного обучения в школе поставит надежный заслон негативным тенденциям сегодняшнего дня, будь то безыдейность, пошлость низкопробной развлекательной современной индустрии, отсутствие возможности у учащегося занять себя в свободное от уроков время, а отсюда путь к наркомании и преступности. Ключом к актуализации творческих способностей в начальной школе является мотивационная основа творчества. Для детей и подростков достаточно значимой является как внешняя мотивация, основанная на наградах, поощрениях или других типах внешней стимуляции, так и внутренняя, определяющаяся факторами личностного Я. В кружковых объединениях дети получают дополнительные возможности для своего развития, как ничто другое способно предоставить ребенку чувство радости, эмоционального подъема от сознания выполненной работы и достигнутого успеха.
В настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский,
П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Большой интерес в этом плане представляют разработки отечественных ученых в области ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
«Общая характеристика деятельности музыкально- театральной студии «Семицветик»- цели, задачи, направления»
Наиболее активной и занимательной формой внеклассной работы приобщения к искусству в школе №10 является интеграция вокального обучения, которое имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими видами внеклассной работы, как коллективная природа пения в целом, и, как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса,
с театром в форме постановки школьных мюзиклов.
Целью работы с учащимися музыкально-театральной студии служит формирование духовной культуры средствами вокального искусства в интеграции с театром и искусства в целом.
Задачи
Эмоциональное воспитание:
Формирование певческой и слушательской культуры учащихся, развитие эмоциональной, эстетической культуры, развитие артистизма. Воспитание гармонически развитой личности с разносторонним кругозором, воспитание гуманизма, коллективизма, нравственности и патриотизма.
Осознанное восприятие:
Развитие художественного мышления через постижение лучших образцов мировой музыкальной и художественной литературы. Выявление образно-поэтического единства слова (литература, театр), музыки (песни), танца (пластического воплощения). Развитие вокальных, артистических способностей.
Деятельно-практическое развитие:
Формирование художественных навыков и умений, таких как:
1. Развитие музыкальных и артистических способностей, развитие слуха, чувства ритма, темпа, памяти (восприятия), дикции, артикуляции, интонации т. е. выразительности речи.
2. Формироваиие знаний о лучших достижениях мировой музыкальной) и художественной литературы в процессе работы над репертуаром через формирование литературных навыков, т.е. умения добывать информацию из различных литературных источников, развитие мышления певца и артиста.
3. Формирование вокально-хоровых навыков: певческая установка, развитие вокально-хорового слуха, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование основ певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость, кантилена, вибрато, выразительность исполнения, развитие певческого дыхания, расширение диапазона, обеспечение роста выносливости голосового аппарата, формирование певческой дикции и артикуляции, формирование навыков коллективного пения, умения петь в ансамбле (слитно, согласованно), вступать и заканчивать с аккомпанементом.
4. Развитие артистических способностей или формирование навыков художественной эмоциональности - сценический выход и вход, жестикуляция-сценические (танцевальные) движения, выразительная декламация текста роли - подбор подходящей интонации, сценический образ персонажа, характер действия, драматургия и т.п., т.е. вышеперечисленные задачи специального развития
Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей по следующим направлениям»
1. „«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, развивают вокальные навыки при изучении песенного материала к мюзиклу.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, сами делают декорации, афиши, программки к мюзиклам, придумывают дизайн будущих костюмов
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата
.
4 «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
5. «Хореография», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение
Работа в музыкально-театральной студии охватывает основные элементы программы внеклассного обучения: организационная работа с группами, работа над развитием певческих и артистических способностей: и т.д., постановка мюзиклов в школе и вне нее,
расширение кругозора учащихся через раскрытие лучших достижений мировой музыкальной и художественной литературы, формирование знаний о специфике вокальной музыки и актёрского мастерства, музыкально-выразительных средствах и средствах исполнительских, сценических знаний.
Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивание, но и благодаря специфике занятости студии, её творческой атмосферы, через организацию самостоятельного анализа разучиваемых произведений, через творческое их осмысление, в иллюстрациях, сочинениях - рассказах, написанию учащимися сценариев будущих концертов и мероприятий, составлению ими афиши и программы мюзикла или концерта, сценарии сказок, сценарии пластического воплощения песни, сценического образа роли (музыка + движение), написанию учащимися докладов и рефератов, стенгазет, освещающих то или иное мероприятие студии.
Требования к уровню подготовки участников музыкально-театральной студии:
Участник музыкально-театральной студии должен уметь
*разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, песням
* чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
*выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
*владеть самыми элементарными, общими приемами актерского и вокального мастерства и уметь их применять свободно- дыхание дикция,артикуляция,фразировка,интонация подбор жестикуляции, работа над декламацией текста ролей и пр.
Должен иметь представление:
* о театре, театральной культуре;
* об истории театра;
* об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
* о театральных профессиях
* о вокале и элементарных основах вокальной техники
должен знать:
* элементарные вокальные и актерские термины
Использование ИКТ , как средство наглядности на занятиях кружка при изучении и постановке нового материала
Использование ИКТ при организации в кружковой работы позволяют ученикам наглядно представить результат
своих действий, во внеклассной работе в частности, своих выступлении
Один из стимулов, активизирующих мотивацию школьников к участию во внеклассной работе - возможность увидеть своё выступление в Интернете, таким образом
Направления использования ИКТ при организации в кружковой работы
• как средство наглядности на занятиях при изучении и постановке нового материала (фильмы, мультфильмы по мотивам изучаемого произведения, видеоклипы к инсценируемым песням и пр.)
• Видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий учениками и учителем
• И на их основе создание учителем и учениками презентации и видеоклипов;
• Один из стимулов, активизирующих мотивацию школьников к участию во внеклассной работе - возможность увидеть своё выступление в Интернете, например на сайте «Музыка в школе№10»
Таким образом
компьютер значительно расширяет возможность предъявления информации, позволяет усилить мотивацию в работе кружка и активно вовлечь учащихся в творческий процесс.
Использование возможностей компьютера на занятиях кружка позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства, сотворчества с учителем и друг с другом, мир нового взгляда на обучение
Проблемы, возникающие при организации внеклассных и внешкольных мероприятии и работы музыкально-театральной студии в целом:
1. Реализация задач личностно-ориетированной педагогики при организации внеклассных и внешкольных мероприятии и работы музыкально-театральной студии в целом
• Обязательный учет реальных физиологических и психологических возможностей учащегося
( например, чёткая ли у него дикция, какая него память, образное мышление, наличие музыкального слуха, голоса, умеет ли он хорошо жестикулировать, подходит ли его типаж (внешность, характер) к роли и т.д.)
Однако учитель имеет право лишь учитывать, но не определять, как данность физиологические возможности учащегося.
Критические замечания на этот счет со стороны учителя только заставят школьника испугаться собственной смелости и отступить к прежнему состоянию ничегонеделания
Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти; его нельзя втолкнуть в развитие. Все что мы можем сделать – это поманить его вперед, помня, что должны с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признать за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на кружок - у него ведь нет никакого таланта! Зачем он играет, поет - из него ведь все равно артист получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.."
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими потугами кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Я быстро поняла главное отличие профессиональной студии от школьного театра. Там – это обучение для овладения будущей профессией; здесь – место для самореализации детской души. Сколько детей, гонимых в классе за неважную успеваемость, придавленных учебными неуспехами, расцветало на сцене! Как часто после очередного спектакля приходилось мне слышать от коллег-учителей слова: «Надо же, оказывается, он (она) талантлив! Мы никогда этого не замечали!»
Тогда я и сделала для себя вывод: нельзя выбирать детей в школьный театр! Дети приходят сами. Те, кому это необходимо. в конце концов, здесь просто можно быть вместе!
Конечно, некоторые дети уходят, не выдерживая постоянства: ведь вечером хочется и погулять! Спектакли бывают не так уж часто, а репетировать нужно три раза в неделю. Зато есть много ребят, которые занимаются в нашем театре из года в год. Некоторые даже не получают больших ролей, но остаются верными театру
• Учитывая физиологические возможности учащегося, надо постараться
определить для него приемлемую для него роль, так чтобы его желание
участвовать в организации мероприятия связалось с его реальными физиологическими и психологическими возможностями
Здесь возможны различные тактические приёмы, например, для начала постарайтесь обращаться к ребятам по именам, подчёркивайте постоянно их причастность к организации мероприятия («Уважаемые, господа актёры!»). Возможно, подражая вам, школьники так же станут называть друг друга. Попробуйте изменить практику оценивания. Вместо традиционного: «Кто ошибался?» – спросите учеников, что им понравилось в работе одноклассника. И обязательно отметьте тех детей, кто нашел наибольшее количество достоинств.
Старайтесь устраивать больше показательных мероприятии в школе с привлечением учеников других классов в качестве зрителей, ведь для учащегося важно внимание прежде всего себе подобных, приглашайте учителей-предметников, чтобы они посмотрели на учеников данного класса уже, как бы в другом ракурсе, не как на ОБЫЧНОМ УРОКЕ
• Проблемы в применении ИКТ во внеклассной работе:
Ø нет компьютера в кабинете или дома у педагога или вообще ТСО в кабинете
Ø нет возможности подключения к Интернету у педагога или иногда школы
Ø у педагога недостаточно времени для подготовки к занятию, на котором используются ИКТ;
Ø отсутствие контакта с учителем информатики, рабочем графике которого часто нет возможности для проведения занятии музыкально-театральной студии в кабинете
Ø недостаточная компьютерная грамотность педагога
Значение работы музыкально-театральной студии «Семицветик»
В процессе многолетней практики работы музыкально- театральной студии «Семицветик» школы № 10, неоднократных концертных выступлений в школе и внешкольных городских, районных смотрах художественной самодеятельности, в городских семинарах для учителей музыки выяснилось, что занятия в студии способствуют адаптации учащихся к общественной жизни, преодолению комплексов, скованности, зажатости в коллективе, развивают речь в целом и образную речь, повышают работоспособность и умственную активность мозга, а также формируют положительные эмоции, тренируют голосовой аппарат, предохраняя его, благодаря специальным речевым, вокальным и интонационным упражнениям в процессе занятий, от заболеваний, развивают артистизм, уверенность в себе, коммуникативность.
Об этом говорят многочисленные отзывы учащихся, родителей и учителей, статьи о постановках мюзиклов и открытых уроков музыки в школе № 10 в газетах «Вечерний Алматы», «Дружные ребята», на телеканале «Алматы»- 2 03 2006 г. в программе вечерних новостей.
Большое значение для проявления артистических способностей учащихся, их творческой индивидуальности служат школьные музыкальные инсценировки-мюзиклы. Они способствуют развитию в школе организационной концертной деятельности, позволяют учителю поддерживать имидж концертной деятельности в школе и за её пределами. За годы работы были представлены концерты, посвященные знаменательным датам (8 марта, 9 мая и т.д.), мюзиклы «Золушка», «Спящая красавица» (освещён в газете «Вечерний Алматы» -8 11 2008 г), «Маленький Мук» (2 место на городском смотре художественной самодеятельности- 2002 г.), «Снежная королева», «День святого Валентина» (освещён в газете «Вечерний Алматы»- 18 02 2007 г.) и т.п. Выступление на городском смотре вокальных групп и хоров в 2002-2003гг. (песни «Наш Казахстан», «Песенка про хомячка», «Песня материнской любви») получило довольно высокую оценку (Почётная грамота РОНО). Также высокую оценку со стороны ГорИПК и ПКСО получили открытые уроки на городских семинарах учителей музыки – «Обрядовые песни казахского народа», (посвящён 10-летию Независимости РК -20 12 2001 года), «Каждый народ прославляет Доброту» (городской семинар- 2.03.2006 г.- показан телеканалом «Алматы»), «Образы войны и мира в музыке» (городской семинар- 2 02 2007г.).
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.
Список использованной литературы и интернетресурсов
• Мошкина Ольга Викторовна Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
• Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998
• Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
• Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
• Петухова Надежда Сергеевна «Создание школьного музыкального театра» (творческий проект) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский», Республика Марий Эл
• 3 Шалдыбина М. П. Урок в системе личностно ориентированного образования http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00020933.html
• Юмина Елена Антоновна Доклад на педагогическом совете по теме: "Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение"http://festival.1september.ru/articles/411663/
• Педагогическая диагностика развития детейперед поступлением в школу под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой
•
Тонкова Э.А. учитель музыки школы №3 Музыкальная сказка в школе: этапы
создания, методы и приемы
разучивания.
Список полезных сайтов
• Форум сайта Международное методическое объединение учителей музыкиhttp://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=12
• сайт учителей музыки «Созвездие Ориона» http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/index/0-2
• Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
• Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» http://kollegi.kz/load
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.