Доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении английскому языку"

  • docx
  • 11.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка.docx

Организация исследовательской деятельности учащихся в обучении

английскому языку

( из опыта работы учителя английского языка МГ41 Королько И.В.)

 

                             «Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный»

                              Мишель Монтень, великий французский писатель и мыслитель.   

            (Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.)

                                                                       

                                            «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

                                    на одаренность, кроме тех, которые проявляются в

                                             результате активного участия хотя бы в самой

                                 маленькой поисковой исследовательской работе.»

А.Н. Колмогоров, известный российский математик.

 

        Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. Цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

        Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. 

         Исследовательская деятельность реализуется через следующие этапы:

- изучение теоретического материала

- выделение проблемы, постановка цели и задач исследования

- формулировка рабочей гипотезы

- освоение методики исследования

- сбор собственного экспериментального материала

- обработка материала

- обобщение, анализ, выводы

- представление исследовательской работы.

 

         Исследовательская деятельность должна строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, культуросообразности.

         Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности. Понятие “высокий уровень трудности” имеет смысл тогда, когда употребляется по отношению к конкретному ученику, а не только к учебному материалу. Что для одного является трудным, для другого может оказаться легким. Для того чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования.

         «Скажи мне – и я не услышу,покажи мне – и я не увижу, вовлеки меня –  и я научусь!»

         Ученики нашей гимназии под руководством учителей английского языка создали следующие исследовательские проекты:

 «Жанровые и стилистические особенности сонет Шекспира»

(учитель Королько И.В.),

«Зооморфизмы в английском языке» (учитель Аманкулова Н.Т.),

«Влияние английского языка на сленг молодёжи Казахстана»

(учитель Королько И.В.),

«Русские заимствования в английском языке» (учитель Преснова А.Е.),

«Англоязычные заимствования в лексикологии современного русского языка» (учитель Хлебникова О.Б.),

«Сравнительная характеристика фразеологизмов в английском, казахском и русском языках» (учитель Собокина М.Л.),

«Лексико-грамматическая интерференция в английском, русском и казахском языках» (учитель Рахимова Ф.М.),

«Празднование Рождества в Европе и Азии (сопоставительный аспект)»

(учитель Королько И.В.),

«Национальные праздники Великобритании» (учитель Чернышёва Е.А.),

«Аббревиатура как одно из средств экономии и экспрессии речи »

(учитель Досмаилова Р.А.),

«Категория рода в английском, русском и казахском языках»

(учитель Рахимова Ф.М.),

«Неологизмы в английском языке» (учитель Собокина М.Л.),

«Цветовые прилагательные в составе фразеологизмов английского языка»

(учитель Преснова А.Е.),

«Омонимия в русском  и английском языках» (учитель Королько И.В.),

«Иностранные заимствования в английском языке» (учитель Хлебникова О.Б.),

«Переселение немцев в Казахстан и их влияние на развитие культуры в Казахстане»

( учитель Сухоплясова В.А.),

«Сравнительный анализ идиоматических выражений в английском и русском языках»( Нуралиева Л.Ж.),

« Особенности английского языка web коммуникации и его влияние на язык чатов » (учитель Бахадырқызы М.),

«Сравнение персонажа казахской сказки Алдара Косе с героем английской легенды Робин Гудом» (учитель Хлебникова О.Б.),

«Слово «дом» в казахских и английских фразеологизмах» (уч. Чернышёва Е.А.),

«Проблемы перевода английских фразеологизмов на русский язык»

 (учитель Собокина М.Л.),

«Принципы пунктуации (опыт сопоставительного анализа пунктуационных правил в казахском, русском, английском, немецком и французском языках)»

( учитель Королько И.В.)

 

        Итог исследовательской работы – это ежегодное участие учащихся в общешкольной  научно-практической конференции «Шаг в будущее», целью которой является формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Учащиеся, занявшие 1-3 места, награждаются дипломами и допускаются к городским соревнованиям научных проектов. Остальным участникам конференции вручаются сертификаты. Победители городских соревнований научных проектов отправляются на областные соревнования.

        «Молодые учёные» могут принять участие в международных научно-практических  конференциях, в  

        Так, ученица 9 «Л» класса Ли Алёна, выступив со своим научным проектом «Влияние английского языка на сленг молодёжи Казахстана» на

V Международной научно-практической конференции «Жас Ғалым-2013» в г.Тараз, заняла первое место. Алёнина работа вошла в сборник Трудов данной конференции.

Ученики могут отправить свои работы на общероссийский фестиваль

 исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», организованный московским издательским домом «Первое сентября».

           Цель фестиваля – организация единого открытого информационного пространства для пуб­ликации работ учащихся, выполненных под руководством педагогов. Сайт Фестиваля «Портфолио ученика»: http://project.1september.

           Большую роль в развитии исследовательской и творческой деятельности учащихся, в развитии их креативного мышления, в умении самостоятельно пополнять свои знания играют дистанционные On-line олимпиады и конкурсы.

              Интеллектуальные олимпиады КИО (cdo.kz) – это казахстанский инновационный проект, который даёт возможность соревноваться с лучшими учениками Казахстана в знаниях различных школьных предметов, продемонстрировать свой творческий потенциал, проверить свои силы и познать радость победы. Участвуя в КИО учащиеся получают возможность не только проверить свои знания, но и развить креативное мышление, умение и навыки постоянного самообучения. Олимпиады бывают разного уровня сложности и формата участия: индивидуальные и командные.

                Центр «Снейл» - http://www.nic-snail.ru  является организатором всевозможных дистанционных конкурсов, олимпиад и турниров. Ученики нашей гимназии участвовали в следующих олимпиадах и конкурсах:  

I Международная дистанционная олимпиада по английскому языку. Литература. (5-11 классы). Детская литература англоязычных стран имеет интересную историю. Знакомство с литературой страны изучаемого языка – это важнейшее средство обмена культурными ценностями, помогающее сближению и взаимодействию народов. Учащиеся показали знания в области английской и американской литературы, встретились с любимыми персонажами, проявили свои способности в поэтическом переводе стихотворений с английского языка на русский язык. 

Международный конкурс-игра по английскому языку «Английский лев» (2-11 классы). Это для тех, кому интересен английский язык, кто любит узнавать о странах, носителях языка, для кого радостен миг решения занимательных заданий.

Международный конкурс «Google против Мюллера» (5-11 классы)-участвуя в конкурсе ученики станут свидетелями того, чем закончится поединок онлайн переводчиков и традиционных словарей.Этот конкурс для будущих филологов и лингвистов, изучающих английский язык и жаждущих овладеть всеми тонкостями и нюансами изучаемого языка.

III Международный дистанционный конкурс «Занимательный английский» (2-11 классы). Все задания потребуют от участников знание английского языка, смекалку, желание узнать новое и умение пользоваться источниками информации, проявить свои творческие способности.

V Международная On-line олимпиада по Английскому языку (8-11 классы),

 IХ Международная дистанционная олимпиада по Английскому языку(2-11 классы). Данные олимпиады предлагают проверить навыки учащихся в чтении и письме, знания лексики и грамматики, раскрыть их творческий потенциал и повысить мотивацию.

Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку. Лексика и Фразеология (5-11 классы). Олимпиада предлагает творческие задания, которые раскроют всё многообразие и совершенство современного английского языка, его историю и развитие.

 

Всероссийская дистанционная неделя Английского языка (4-11 классы)-проведение недели английского языка направлено на формирование познавательного и исследовательского интереса учащихся, расширение кругозора и сплочение коллектива. Результатом участия в проекте станет собственная электронная газета.

 

«Центр поддержки и развития молодёжи» (г. Екатеринбург и г. Костанай) -

web: www.cprm.ru ; www.urfodu.ru  являются организаторами IХ Международной Олимпиады по основам наук (английский язык: 2-4 классы) и

Х Международной Олимпиады по основам наук (английский язык: 5-11классы)-данные олимпиады дают ученику возможность раскрыть себя, развить свой научно-исследовательский потенциал и углубить знания по предмету, приобрести опыт в решении трудных задач, получить положительные эмоции и радость общения со своими сверстниками из разных стран.

III и IV Международные Олимпиады по Страноведению «Go West» (5-11классы) – 4 лингвистических направления ждут юных знатоков и заочных путешественников: англоговорящие, немецкоговорящие, франкоговорящие страны и страны Востока. Участникам предлагаются вопросы на общую эрудицию, логическое мышление, сообразительность и смекалку, касающиеся различных сфер жизнедеятельности стран в которых говорят на английском, немецком или французском языках.

 

 Конкурс «Эму-Специалист-2013», проверяющий предметные компетентности школьников по шести предметам: английский язык, русский язык, информатика, математика, литературное чтение и математика (1-4 классы).

                            Содержание конкурса "Эму-Эрудит"
БЫСТРЫЙ раунд – задания на эрудицию и логику. Вопросы игрового развивающего характера. Задания на эрудицию не привязаны к учебным предметам.
УМНЫЙ раунд – задания на умение решать проблемы. Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций разной сложности. Участник должен справиться с проблемами, выбрав подходящий способ решения. Задания не привязаны к учебным предметам.
СМЕЛЫЙ раунд – задания на работу с информацией. Ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы.
ЛОВКИЙ раунд - задания проверяют самоорганизационные умения. В тесте собраны компетентностно-ориентированные задания разной сложности. Задания не привязаны к учебным предметам. 

       Один из любимых конкурсов – Международный интеллектуальный конкурс «British Bulldog», участники смогут проверить навыки аудирования, чтения и письма, свои лексические и грамматические знания английского языка.

 

В конечном итоге можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике , ощутить взаимосвязь наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к предмету «Английский язык».


 

Скачано с www.znanio.ru