ДОКЛАД «Особенности коммуникативного развития детей с интеллектуальными нарушениями»
Оценка 4.6

ДОКЛАД «Особенности коммуникативного развития детей с интеллектуальными нарушениями»

Оценка 4.6
docx
14.02.2024
ДОКЛАД «Особенности коммуникативного развития детей с  интеллектуальными нарушениями»
ДОКЛАД%0A«Особенности коммуникативного развития детей с интеллектуальными нарушениями».docx

Государственное общеобразовательное

учреждение Луганской  Народной  Республики

«Ирминская специальная (коррекционная) школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Особенности коммуникативного развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

 

Подготовила: у

читель- дефектолог Мова Н.А.

       

 

 

 

 

 

Ирмино

2023

 

     Коммуникация является одним из важнейших аспектов жизни любого человека. Она позволяет нам общаться с другими людьми, передавать информацию и получать ее.  Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.

     Коммуникативность— это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

      Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений.

     Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в общении, что затрудняет их социальную адаптацию и взаимодействие с окружающими. Некоторые из них могут проявляться в ограниченной способности к общению, неспособности понимать и использовать язык, а также в затруднениях при передаче информации. У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание

      Вот несколько примеров ослабленных коммуникативных навыков у детей:                                                                                                                                        - Недостаточное развитие речи. Ребенок может иметь проблемы с произношением звуков или слов, а также с пониманием речи других людей.

 - Отсутствие навыков общения. Ребенок может испытывать трудности в общении с другими детьми или взрослыми, не уметь задавать вопросы и отвечать на них.

- Проблемы с пониманием языка. Ребенок может иметь трудности в понимании речи на слух или в чтении текста.

- Затруднения в передаче информации. Ребенок может испытывать трудности в передаче информации другим людям, например, не уметь объяснять свои мысли или показывать на картинках то, что он хочет сказать.

- Трудности в социальном взаимодействии. Ребенок может испытывать трудности в общении с другими детьми или взрослыми, не уметь играть вместе или делиться игрушками.

      Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у  ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми.  Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают  учащиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи , отсутствие речевой инициативы.

      Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными:

1).    Биологический фактор развития.

Нарушение состояния здоровья ребёнка: наличие функциональных расстройств, длительные соматические заболевания - одна из самых существенных причин, вызывающая затруднения в общении.

2).    Социальный фактор развития.

Ребёнок нуждается в благоприятной социально – педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно - игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

3). Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), что является важнейшим условием развития деятельности, адекватное отношение к окружающему миру.

        В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей специально организованного обучения и воспитания детей .

      Основная задача в работе с интеллектуальными нарушениями максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Прежде чем проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимо предварительно организовать  наблюдение за процессом общения этого ребенка с окружающими. В процессе наблюдений за ребёнком необходимо проанализировать следующие аспекты коммуникативного поведения:

1.     Характеристика коммуникативной активности.

Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт со взрослыми и детьми, имеют ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.

2.     Предпочитаемый адресат общения.

Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослым в поле восприятия дошкольника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.

3.     Содержание общения.

Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка со взрослым (о чём спрашивает, что сообщает).

4.     Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.

Проводится анализ невербальных коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимики). Отметить, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.

5.     Анализ речевых средств.

Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).

По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения и коммуникативной культуры школьников:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

 

- Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

 

- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

 

- Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

 

- Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.

 

- Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

 

      Коммуникативное развитие обучающихся происходит через игровые, коррекционные занятия.  Данные занятия выступают как форма социализации ребёнка. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

      Игры являются отличным способом развития коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. Педагог может использовать различные игры, которые способствуют развитию речи, взаимодействию и общению. Например, игры-диалоги, где дети могут взаимодействовать друг с другом и обмениваться информацией, ролевые игры, где дети могут играть разные роли и взаимодействовать в различных ситуациях.

      Использование визуальных поддержек, таких как картинки, символы или пиктограммы, может помочь детям с легкой степенью умственной отсталости лучше понимать и выражать свои мысли и желания. Педагог может создавать визуальные расписания, доски с символами или картинками, которые помогут детям ориентироваться во времени, заданиях или коммуникативных ситуациях.

     Педагог может проводить различные социальные и коммуникативные игры, которые способствуют развитию навыков общения. Например, игры, где дети должны задавать вопросы друг другу, игры, где дети должны описывать предметы или ситуации, игры, где дети должны выражать свои эмоции и чувства.

       Индивидуальные занятия позволяют педагогу работать непосредственно с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Педагог может использовать различные методики и материалы, которые помогут развивать коммуникативные навыки у каждого ребенка в индивидуальном режиме.

        На занятиях детям дается возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

       Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненны ситуации.

      Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится. 

       Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте создает хорошие перспективы для будущего. Дети смогут успешно продолжать свое образование, участвовать в социальной жизни и достигать успехов в различных сферах деятельности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Коммуникация является одним из важнейших аспектов жизни любого человека

Коммуникация является одним из важнейших аспектов жизни любого человека

Проблемы с пониманием языка. Ребенок может иметь трудности в понимании речи на слух или в чтении текста

Проблемы с пониманием языка. Ребенок может иметь трудности в понимании речи на слух или в чтении текста

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей специально организованного обучения и воспитания детей

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей специально организованного обучения и воспитания детей

По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения и коммуникативной культуры школьников: -

По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения и коммуникативной культуры школьников: -

Индивидуальные занятия позволяют педагогу работать непосредственно с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности

Индивидуальные занятия позволяют педагогу работать непосредственно с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024