Исследование мотивации учащихся к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету
Оценка 4.9

Исследование мотивации учащихся к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету

Оценка 4.9
Документация +6
docx
математика
5 кл—11 кл +1
07.02.2024
Исследование мотивации учащихся к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету
В современной школе согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в образе ученика считается необходимость формирование мотивации к обучению и познанию, а также способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование учебной мотивации в математике - одна из центральных проблем современной школы. Применение различных методов не только необходимо для стимулирования познавательного интереса к изучению математики, увеличение положительных отметок по самостоятельным и контрольным работам. Возникает вопрос: как и какими средствами можно обеспечить формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности в процессе обучения математике? Решение таких вопросов, проблем развития мотивации обучающихся состоит в использовании методов обучения, которые основываются на передовых представлениях детской психологии. Поэтому подготовка к урокам не менее важная задача педагога, что ставит первостепенную задачу в формировании увеличении мотивации учащихся.
мотивация.docx

Введение

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями».

 (Ушинский К. Д.[1])

В современной школе согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в образе ученика считается необходимость формирование мотивации к обучению и познанию, а также способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование учебной мотивации в математике - одна из центральных проблем современной школы. Применение различных методов не только необходимо для стимулирования познавательного интереса к изучению математики, увеличение положительных отметок по самостоятельным и контрольным работам.

Возникает вопрос: как и какими средствами можно обеспечить формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности в процессе обучения математике?

Решение таких вопросов, проблем развития мотивации обучающихся состоит в использовании методов обучения, которые основываются на передовых представлениях детской психологии. Поэтому подготовка к урокам не менее важная задача педагога, что ставит первостепенную задачу в формировании увеличении мотивации учащихся.

Целью является исследование мотивации школьников к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету.

Задачи:

1.       Изучить и сделать анализ литературе по проблемам мотивации учащихся школьного возраста;

2.       Определить уровень развития мотивации к деятельности у учащихся;

3.       Показать, что приобретаемое знание понадобится в повседневной жизни, либо на других предметах или в них прослеживаются.

Объект исследования: процесс обучения математика в 6 классе.

Предмет исследования: методика обучения математике учащихся 6 класса, направленная на формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности.

Гипотеза: качество знаний повышается, если повышается мотивация к изучению предмета.

Практическая значимость исследования: настоящее исследование позволило выявить различные подходы к указанной проблеме, выработать собственную систему методик оптимизации занятий и повышению их эффективности.

Теоретическая значимость исследования: при систематическом использовании  в учебно-воспитательном процессе эти методики будут иметь ещё большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к школьным предметам и учебному процессу в целом.  Использование тщательную подготовку к учебной деятельности, а именно к урокам математики, использование информационных технологий способно повлиять на мотивацию учащихся.


 

Глава 1. Теоретическая часть - анализ систематизация научных знаний по формированию мотивации у учащихся

1.1. Трудности с мотивацией у учащихся в учебном процессе

Совершенствование системы образования постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. На сегодняшний день школьникам недостаточно владеть знаниями, важное значение имеет задача научить школьников учиться, применять полученные знания и умения в жизни,  а значит, и научить их хотеть учиться.

В древние времена учение было светом, потому что чаще открывало дорогу к лучшей жизни для носителя знания. И вопрос мотивации не стоял  тогда так остро ещё и потому,  что мотивация к обучению полностью совпадала с мотивацией к повышению или сохранению социального статуса, или  к приобретению  достатка. Кроме того, образование не было обязательным, поэтому те, кто был недостаточно мотивирован быстро теряли интерес предмету.

Актуальность формирования мотивации в школьном возрасте обусловлена изменением содержания обучения и задачей формирования у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний и формирования у них активной жизненной позиции. Современное общество требует повышения качества обучения и воспитания, а также исключение формализма в оценке результатов труда учителя и учащихся.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр[2] в статье «Четыре принципа достаточной причины». В дальнейшем, термину «мотивация» давали определения многие авторы. Рассмотрим несколько из определений:

– совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение;

– совокупность мотивов;

 – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность;

– устойчивое личностное образование, характеризующееся наличием сложной комбинации закреплённых в психике человека потребностей, мотивов, эмоциональных переживаний и интересов, изнутри побуждающих человека к совершению определённых действий;

–  процесс действия мотива;

– механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;

– совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность;

– самостоятельный и специфический механизм организации поведения человека.

Каждый учитель верит в своих учеников, хочет, чтобы они хорошо учились, проявляли интерес к предметам и школьной жизни в целом. Но чаще, учителям приходится сталкиваться с учениками, которые ленивы, не хотят учиться, не заинтересованы в процессе обучения, используют  смартфоны[3], гаджеты[4] не по назначению, а некоторые и вовсе отговариваются фразой «мне это в жизни не пригодится». Также в связи с возрастом, многое зависит и от биологических факторов, так как возраст 11 – 13 лет является началом переходного возраста. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика  и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. Поэтому на сегодняшний день перед школой стоит важнейшая задача – формирование и развитие у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того, чтобы ученик включился в активную работу на уроке, важно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним, стали понятны ему и приобрели значимость, нашли отклик в его переживании. 

Исследование мотивации - выявление её реального уровня и возможных перспектив у каждого обучающегося и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В процессе формирования мотивации вскрываются новые её запасы. Её истинное изучение и проверка осуществляются в ходе подготовки, то есть формирования, которое является оправданным, если учитель сравнивает вновь полученные результаты после проведённой педагогической работы с теми, что были проведены до намеченного изменения.


 

1.2 Организация учебной деятельности

Планирование учителем процесса формирования основывается на результатах психологического изучения обучающегося. Ещё одним важным фактором формирования мотивации к деятельности является обеспечение бескорыстных отношений между учителем и учеником. При изучении психологических особенностей конкретного ребёнка необходимо сравнивать его не с другими учениками, а с ним самим, с его конкретными результатами. Также необходимо проявление эмоциональной грамотности  учителя в формировании учебного процесса.

Результат обучения во многом зависит от содержание учебного материала, как этот материал усваивается учащимися в процессе учебной деятельности, на какие части эта деятельность будет разбиваться и связываться между собой, то есть придерживание логичности в формировании структуры учебной деятельности. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, в том числе демонстрацией владения функциональной грамотностью.

Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших и понятных уроках обязательно  развитие заинтересованности уроком. Поэтому на уроках занимательность к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является заинтересованность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Наличие компьютерной техники в классе позволяет проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии. Если учащийся проявит интерес в полученная новой информация, которую он сможет применить сразу на практике, то такая информация запоминается надолго. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 30% информации, при самостоятельной работе с литературой —до 50%, при проговаривании —до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности, то есть в практической деятельности или же, например, в деловой игре —до 90%[5], что показывает нам направлением в развитии мотивации школьников к изучению предмета.


 

Глава 2. Практическая часть - исследование уровня развития мотивации у обучающихся по предмету  «математика»

2.1 Особенности обучения математики в средней школе

В связи с последними изменениями в школьное образование и введении дистанционной формы обучения, мотивация сегодня играет первостепенную роль в обучении математики. Успешное и эффективное овладение знаниями, умениями и навыками  зависит от  уровня развития мотивации к данному предмету, так как математика является обязательным предметом, а также формирования функциональной грамотности у учащихся.

Рассматривая два подхода к понятию «мотивация» структурный подход, то есть взаимосвязь между каждым компонентом структуры учебной деятельности, и процессуальный подход, то есть прогноз результатов, будем рассматривать первый, так как этот подход более индивидуален для каждого учащегося.  Совершенно очевидно, что поведение описывается как мотивированное изложение либо внутреннего состояния, либо внешнего. Наиболее полно структурировала определения в своём диссертационном исследовании Е.Н. Качуровская.[6]

Диагностика уровня мотивации к предмету осуществляется с применением следующих методов:

           индивидуальное определение способа запоминания информации учащимися для увеличения их уровня учебной мотивации;

           изучение индивидуальных заданий, проверка самостоятельных и  контрольных работ, домашних заданий, тестов;

           наблюдение за учащимися в ходе урока как процесса учебной деятельность; 

           определение логической цепочки мыслительной деятельности учащихся в процессе устного счёта и урока в целом;

           кружки, внеурочная деятельность, классные часы как время для творческого подхода.

 Понять в правильном направлении идёт педагог помогут лишь сделанные анализы, проведённая индивидуальная диагностика, а показателями повышения роста мотивации к изучению предмета будут являться:

           увеличение положительных отметок по предмету;

           рост качества обучения;

           рост количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах;

           увеличение количества призовых мест в предметных олимпиадах, полученных учащимися;

           рост количества учащихся, участвующих в проектной деятельности. 

Мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечён учащийся. Изменяя её формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, направлять или перестраивать её.

Следовательно, для достижения наибольшего эффекта развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы рассказом детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была бы направлена на развитие познавательных процессов учащихся и их творческой активности.

Также, значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на советы педагогов, которые они могут получить как на родительских собраниях, так и в личной беседе (Приложение 2). Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с ответственными делами, которыми заняты взрослые. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Таким образом, при создании определённых условий для формирования познавательного интереса, при постановки чётких целей и постоянной деятельности по его развитию у обучающихся  достигается более высокий уровень познавательного интереса, что даёт качественный рост результатов обучения.

 


 

2.2  Упражнения на исследование мотивации в средней школе

Для того, чтобы глубже изучить вопрос мотивации, мною было проведено исследование. На данном этапе исследования для учащихся 6 класса (возраст 11-13 лет) было предложено тестирование по методике М.И. Лукьяновой, методике М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой, а также по методике М.Р. Гинсбурга (Приложение 3, 4, 5).

Методика М.И. Лукьяновой помогла определить уровень школьной мотивации. Полученные данные приведены в диаграмме.

Диаграмма 1. Уровни учебной мотивации по Лукьяновой(первичное исследование)

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Данный уровень показали 2 учащихся.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся средних классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Данный уровень показали 4 учащихся.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, учебный процесс их мало привлекает. Данный уровень показали 10 учащихся.

Четвёртый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Данный уровень показали 2 учащихся.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Данный уровень показали 2 учащихся.

Также, была проведена методике М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой для определения влияния мотивационного фактора на развитие умственных способностей.

Результаты исследования показывают, что действующими мотивами у учащихся оказываются мотивы достижения («Хочу учиться только на «4» и «5», «Хочу добиться в будущем больших успехов»), избегания неудачи («Хочу, чтобы не ругали родители и учителя», «Не хочу получать плохие отметки»), коммуникативные мотивы («Мне интересно беседовать с учителем на разные темы», «Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному») и мотивы творческой самореализации («Люблю решать задачи разными способами», «Люблю все новое и необычное»). Меньшее число выборов у учеников получили учебно-познавательные мотивы (процессом), мотивы самосовершенствования и самоопределения и мотивы аффилиации (по 7 %). Учебно-познавательные мотивы (содержанием) составили только 4 %. Мотивы долга и ответственности и престижа не выявились как ведущие мотивы в исследуемой группе школьников.

Кроме того,  была проведена методика М.Р. Гинзбурга для определения ведущего мотива деятельности.

Диаграмма 2. Виды Мотивов по Гинзбургу (первичное исследование)

В результате исследования позиционного и социального мотива у учащихся не выявлено. Внешний и учебный мотив показали 2 ребёнка. Мотив получения отметки у 8 учащихся.  Преобладающим оказался игровой мотив – 11 школьников.

Следует выделить, что побуждать учащихся к деятельности мотивами общественного характера следует лишь после проведения определённой подготовительной работы. Наблюдения дают понять, что постепенно в ходе выполнения общественно значимых трудовых заданий у школьников формируются действенные и наиболее внутренние мотивы деятельности, что, напрямую, способствует положительному влиянию на развитие их познавательных процессов и поведения в целом.

 

2.3 Влияние применения различных методов на увеличение мотивации учащихся к изучению математики

 На увеличение и поддержание качества успеваемости учащихся повлияло увеличение мотивации по предмету. На уроках применяются групповые, парные и индивидуальные виды работ (Приложение 1).

Помимо самостоятельных и парных видов работ был использован игровой метод, который не только влияет на мотивацию, но и помогает учащимся «заполнить пробелы» в знаниях, которые появляются по причине невнимательности, плохого самочувствия, пропуска урока и прочее. Рассмотрим по подробнее. В 3 четверти 2020-2021 учебного года в соответствии с КТП учащиеся изучали тему «Умножение рациональных чисел» (Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 5-е изд. – Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2019. – 304с.). В соответствующем разделе учебного пособия данная тема является новой темой «умножения положительных и отрицательных чисел», а также является продолжением большого раздела «Рациональные числа и действия над ними».

Изначально, урок я начала с приободряющей фразы и рассказала рассказ с подвохом, наталкивающим учащихся на размышления. Далее, в игровой форме при помощи презентации и встроенной анимации, начала опрашивать устный счёт, который содержал зашифрованное название новой темы.

Предложила учащимся несколько задач, опирающихся на предыдущие темы раздела, но тесно связанные с новой темой. Одновременно ученики работают с рабочей тетрадью, с маршрутными листами (Приложение 1), которые были приготовлены мной заранее. Это сделано, чтобы не тратить время на переписывание примеров в тетрадь, а сразу перейти к их решению.

Учащимся также было предложено  воспользоваться учебником. Одновременно к доске вышли четверо учащихся для решения задания, а остальным было предложено вариационное решение по признаку «чётности-нечётности». По результатам проверки работы учащихся в классе, были выявлены незначительные ошибки в решении и применении правил умножения. В таких случаях на помощь учителю приходит возможность подключения игр. Мною были использованы:

1.             Устный счёт по разгадыванию названия новой темы. Результатом является повторение и закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках, тренировка мышления и памяти;

2.             Парная проверка самостоятельных работ самими учащимися.  Результатом является усвоение новых знаний и применение их на практике, контакт между учащимися, построение диалога;

3.              Нестандартное мышление. Вывод правил через поговорки. Обозначение слова «друг» через знак «+», а слова «враг» через знак «-». Результат: формирование логического мышления, межпредметные связи.

4.             Применение математической игры «Перемножайка».  Результатом является заинтересованность предметом с новой стороны, но и повторение правил умножения, усвоенных на данном уроке.

Трудно не заметить с каким энтузиазмом учащиеся подходили к выполнению заданий даже если отвечали неправильно.  А после проверки маршрутных листов, их нужно вклеить в тетрадь. Учащиеся с удовольствием приходили на занятия и с радостью от полученного результата покидали урок.

Для   более          точного отражения       улучшения результатов учащихся после применения нескольких методов формирования мотивации  на уроках математики по теме «Умножения рациональных чисел» мною было сделано следующее: проведён сравнительный анализ самостоятельной работы по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел», проведённой в обычном режиме без применения информационных технологий и самостоятельной работы по теме «Умножение рациональных чисел» с применением нескольких методов сразу после изучения новой темы; выявлены и проанализированы основные ошибки учащихся (Таблица 1).

 

 

 

 

Таблица 1. Самостоятельные работы

Класс

Кол-во учащихся писали

Сложение и вычитание рациональных чисел

Умножение рациональных чисел

"5"

"4"

"3"

"2"

"5"

"4"

"3"

"2"

22

2

5

9

5

7

8

6

1

Средний балл

3,05

3,95

%

61%

79%

 

По результатам исследования качество знаний учащихся шестого класса увеличилось на 18%, а это означает, что наблюдается положительная динамика в успеваемости учащихся по предмету. На увеличение и поддержание качества успеваемости учащихся повлиял рост мотивации к деятельности. Учащиеся активно включались в работу различного характера (индивидуальные, парные, групповые), проявляли интерес к выполнению заданий, с удовольствием решали игровые задания.

По окончании эксперимента была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.

Проведя тестирование на определение уровня учебной мотивации  школьников среднего звена и получив данные по критериям, получились следующие диагностические данные, представленные в диаграмме:

Диаграмма 3. Уровни учебной мотивации по Лукьяновой(вторичное исследование)

Исходя из результатов данного исследования, получаем данные (в процентном соотношении) уровня мотивации детей в классе. Таким образом, можем увидеть, что у 4 детей высокий уровень (18%), 6 имеют хороший уровень (27%), 10 положительный уровень (45%), 2 низкий уровень (9%).

Диаграмма 4. Влияние мотивационного фактора на умственные способности (сравнение первичное и вторичное исследований)

Сравнивая повторное исследование с первичным, можно заметить, что по большему количеству показателей есть существенный сдвиг в положительную сторону. Такие показатели как ответственность, благополучие и учебно-познавательные способности демонстрируют положительную динамику, а у некоторых учащихся уменьшился страх в связи избеганием неудач, что тоже демонстрирует о увеличении мотивации.

Диаграмма 5. Виды Мотивов по Гинзбургу (вторичное исследование)

Что касается преобладающих видов мотивов, результаты так же изменились, виды мотивов стали более значимые. Внешний и позиционный мотивы наблюдались у 9% учащихся, социальный мотив - 14%, игровой мотив - 18%,  мотив получения отметки – 23% и учебный мотив - 27%.

Таким образом, общий уровень учебной мотивации у детей повысился. Мотивы качественно изменились, стали более важные. Возрос интерес не к отдельным фактам, а к принципам, закономерностям, возникли  мотивы к самообразованию и самореализации.

Социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости обучения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться.

Позиционные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребёнка не только получить одобрение учителя, но и стремлением занять «своё» место в классе среди одноклассников.

Данные исследования показали сформированность мотивации в среднем звене школьной деятельности. Делая выводы, хочется добавить, что повышение качества напрямую зависит от методов и форм проведения уроков.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование позволило выявить значимость применения различных методов, выработать собственную методику оптимизации занятий и повышению их эффективности. При систематическом использовании в            учебно-воспитательном процессе эта методика будет иметь ещё большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучению математики, а также иным школьным предметам (при применении методики во время учебных занятий) и учебному процессу в целом.  Использование таких методов как применение информационных технологий, использование самостоятельной работы во время урока, а также игры может повлиять на учебную мотивацию и способствовать достижению таких результатов как: умение сотрудничать со сверстниками (личностные УУД), умение использовать речевые навыки в ходе урока и при моделировании речевых ситуаций (коммуникативные УУД), умение выполнять универсальные логические действия, использовать образцы и правила в качестве опоры (познавательные УУД), а также умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (регулятивные УУД).

Присутствует необходимость обеспечения психологического комфорта учащихся во время занятий. Достижение таких условий возможно посредством учёта психологических особенностей учащихся в группе, а также проявления эмоциональной компетентности учителя.

При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности по его развитию у обучающихся достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведёт за собой качественный рост результатов обучения.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(для педагогов)

1.      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. –2-е изд. –СПб.: Питер, 2006. – 526 с.

2.      Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 288с.

3.      Годфруа, Ж. Что такое психология. Т.2. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 376 с.

4.      Джидарян, И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986. – 191 с.

5.      Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб.: Питер,   2011. - 512 с.

6.      Качуровская, Е.Н. Формирование мотивации учащихся 5-6 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике: дис. канд. пед. наук наук: 13.00.02. / Е.Н. Качуровская. –Омск, 2010.– 180 с.

7.      Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев.– М.: МГУ, 1971. – 240с.

8.      «Психология эмоционального мышления Генриха Майера». – В кн.: «Новые идеи в философии». СПБ., 1914, вып.16, с.1-42. [Хрестоматия по психологии. Психология мышления.// Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1982];

9.      Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - с 23.;

10.  Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 138с.

11.  Родионов, М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / М.А. Родионов. – Саранск, 2001. – 381 с.

12.  Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. – 192с.;

13.  Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2018 г. – 320 с.; 7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – 2-е изд. – Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(для учеников)

1.       https://topwar.ru/40506-narodnyy-uchitel-konstantin-dmitrievich-ushinskiy.html

2.       https://theperson.pro/artur-shopengauehr/

3.       https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BD

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82


 


Приложение 1.


 


Приложение 2.

На родительских собраниях можно дать родителям следующие рекомендации по выполнению домашнего задания и мотивации к выполнению домашнего задания:

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребёнка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2. Выполняйте с ребёнком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребёнок находится в школе 5-6 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребёнка не должна состоять только из школьных заданий.

3. Работайте спокойно, без упрёков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребёнка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребёнка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребёнок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

7. Для того, чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжёлой нагрузкой.

 


Приложение 3.

Ключ  методики  оценки  уровня  школьной  мотивации М.И. Лукьяновой.

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трёх ответов на вопросы анкеты.

вопроса

оценка за

1-й ответ

оценка за

2-й ответ

оценка за

3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся средних классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, учебный процесс их мало привлекает.

Четвёртый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.


 

Приложение 4.

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учётом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту. Проводится три серии испытаний.

Первая серия. Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия. Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия. Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Хочу окончить школу и учиться дальше.

4. Хочу быть культурным и развитым человеком.

5. Хочу получать хорошие отметки.

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9. Хочу быть лучшим учеником в классе.

10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12. Не хочу получать плохие отметки.

13. Люблю узнавать новое.

14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15. Люблю думать, рассуждать на уроке.

16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17. Мне интересно беседовать с учителем на разные тем

18. ы.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю все новое и необычное.

21. Хочу учиться только на «4» и «5».

22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

1. долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

2. самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

3. благополучия: 5 - 6;

4. аффилиации: 7 -8;

5. престижа: 9 - 10;

6. избегания неудачи: 11 - 12;

7. учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

8. учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

9. коммуникативные: 17 - 18;

10. творческой самореализации: 19 - 20;

11. достижения успеха: 21 - 22.

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трёх сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 


Приложение 5.

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД), 6-7 класс

Цель: изучение мотивационной  сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы  как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».

Анкета

Дата                     Ф.И.                                                                 Класс______

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

 в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определённое количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

-      Внешний мотив – 0 баллов.

-      Игровой мотив – 1 балл.

-      Получение отметки – 2 балла.

-      Позиционный мотив – 3 балла.

-      Социальный мотив – 4 балла.

-      Учебный мотив – 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

5

3

3

3

3

0

0

4

5

2

3

3

3

3

4

0

0

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41 - 48

II

33 - 40

III

25 - 32

IV

15 - 24

V

5 - 14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

 

Варианты

ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

У

П

П

П

П

В

В

С

У

О

П

П

П

П

С

В

В

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив; 

С – социальный мотив;

П – позиционный мотив;

О – оценочный мотив;

И – игровой мотив;

В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

-                   количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-                   количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-                   количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://topwar.ru/40506-narodnyy-uchitel-konstantin-dmitrievich-ushinskiy.html

[2]   https://theperson.pro/artur-shopengauehr/

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BD

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82

[5] Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии.  - М. : Академия, 2009.

[6] Качуровская, Е.Н. Формирование мотивации учащихся 5-6 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике: дис. канд. пед. наук наук: 13.00.02. / Е.Н. Качуровская. –Омск, 2010.– 180 с.

 

Введение «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями»

Введение «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями»

Предмет исследования: методика обучения математике учащихся 6 класса, направленная на формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности

Предмет исследования: методика обучения математике учащихся 6 класса, направленная на формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности

Глава 1. Теоретическая часть - анализ систематизация научных знаний по формированию мотивации у учащихся 1

Глава 1. Теоретическая часть - анализ систематизация научных знаний по формированию мотивации у учащихся 1

Каждый учитель верит в своих учеников, хочет, чтобы они хорошо учились, проявляли интерес к предметам и школьной жизни в целом

Каждый учитель верит в своих учеников, хочет, чтобы они хорошо учились, проявляли интерес к предметам и школьной жизни в целом

Исследование мотивации - выявление её реального уровня и возможных перспектив у каждого обучающегося и класса в целом

Исследование мотивации - выявление её реального уровня и возможных перспектив у каждого обучающегося и класса в целом

Организация учебной деятельности

Организация учебной деятельности

В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый

В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый

Глава 2. Практическая часть - исследование уровня развития мотивации у обучающихся по предмету «математика» 2

Глава 2. Практическая часть - исследование уровня развития мотивации у обучающихся по предмету «математика» 2

Понять в правильном направлении идёт педагог помогут лишь сделанные анализы, проведённая индивидуальная диагностика, а показателями повышения роста мотивации к изучению предмета будут являться: • увеличение…

Понять в правильном направлении идёт педагог помогут лишь сделанные анализы, проведённая индивидуальная диагностика, а показателями повышения роста мотивации к изучению предмета будут являться: • увеличение…

деятельности по его развитию у обучающихся достигается более высокий уровень познавательного интереса, что даёт качественный рост результатов обучения .

деятельности по его развитию у обучающихся достигается более высокий уровень познавательного интереса, что даёт качественный рост результатов обучения .

Упражнения на исследование мотивации в средней школе

Упражнения на исследование мотивации в средней школе

Подобный уровень мотивации является средней нормой

Подобный уровень мотивации является средней нормой

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы», «Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному») и мотивы творческой самореализации («Люблю решать задачи…

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы», «Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному») и мотивы творческой самореализации («Люблю решать задачи…

Влияние применения различных методов на увеличение мотивации учащихся к изучению математики

Влияние применения различных методов на увеличение мотивации учащихся к изучению математики

По результатам проверки работы учащихся в классе, были выявлены незначительные ошибки в решении и применении правил умножения

По результатам проверки работы учащихся в классе, были выявлены незначительные ошибки в решении и применении правил умножения

Таблица 1 . Самостоятельные работы

Таблица 1 . Самостоятельные работы

Диаграмма 3. Уровни учебной мотивации по

Диаграмма 3. Уровни учебной мотивации по

Диаграмма 5. Виды Мотивов по

Диаграмма 5. Виды Мотивов по

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее исследование позволило выявить значимость применения различных методов, выработать собственную методику оптимизации занятий и повышению их эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее исследование позволило выявить значимость применения различных методов, выработать собственную методику оптимизации занятий и повышению их эффективности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ( для педагогов) 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ( для педагогов) 1

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника:

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника:

Приложение 1.

Приложение 1.

Исследование мотивации учащихся к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету

Исследование мотивации учащихся к изучению математики для пробуждения интереса учащихся к предмету

Приложение 2. На родительских собраниях можно дать родителям следующие рекомендации по выполнению домашнего задания и мотивации к выполнению домашнего задания: 1

Приложение 2. На родительских собраниях можно дать родителям следующие рекомендации по выполнению домашнего задания и мотивации к выполнению домашнего задания: 1

Приложение 3. Ключ методики оценки уровня школьной мотивации

Приложение 3. Ключ методики оценки уровня школьной мотивации

Четвёртый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация

Четвёртый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация

Приложение 4. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников

Приложение 4. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное

Приложение 5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике

Приложение 5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Получение отметки – 2 балла. -

Получение отметки – 2 балла. -

IV – сниженный уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям: - количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития…

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям: - количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024