Доклад "Патриотическое воспитание школьников"
Оценка 4.6

Доклад "Патриотическое воспитание школьников"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—11 кл
14.01.2025
Доклад "Патриотическое воспитание школьников"
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
Доклад Патриотическое воспитание школьников.doc

Доклад «Патриотическое воспитание школьников»

 У многих педагогов есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной.

Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.

Я работаю в школе 34 года. В настоящее время являюсь классным руководителем 6 класса.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

· Не запрещать, а направлять;

· Не управлять, а соуправлять;

· Не принуждать, а убеждать;

· Не командовать, а организовывать;

· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое,

- духовно-нравственное,

- экологическое,

- культурно-эстетическое,

- учебно-познавательное,

- общественно-полезная деятельность,

- индивидуальная работа с учащимися,

- проектная деятельность.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой класса «Я – гражданин России».

На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Цели работы по патриотическому воспитанию:

·                     формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,

·                     воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России»

Задачи работы по патриотическому воспитанию

·                     сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

·                     сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

·                     сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

·                     сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

·                           вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Основные принципы:

·                                       Принцип целостно - смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

·                                       Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

·                                       Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).

·                                       Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

·                                       Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

·                                       Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

·                                       Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

·                                       Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

·                                       Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)

·                                       Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).

·                                       Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

·         ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО

·         ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА

·         ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА

·         СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

·         БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

·                                       активная гражданская позиция;

·                                       способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

·                                       чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

·                                       духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

·                                       способность к саморазвитию.

Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, всех учащихся класса.

Быть патриотом без знания своего Отечества невозможно. Поэтому в программе заложена идея гуманизации обучения и воспитания, возрождения духовных традиций России, более глубокого изучения российской истории и культуры в контексте мировой истории, познания истории родного края, более целостного, интегрированного восприятия различных областей знаний, приобщения учащихся к социально-значимой и  к исследовательской краеведческой деятельности.

Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс, так как являюсь заведующей школьным музеем. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать, как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены учителем начальных классов.

Мною была разработана программа со сроком реализации 5 лет, которая направлена на воспитание культурно-духовных ценностей, патриотического воспитания.  

Программа, по которой я работаю называется «Я – гражданин России!». В её основе – ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Знания, Природа, Отечество, Культура, Здоровье. Программа включает в себя следующие основные разделы:

1.     Я – человек

2.     Моё отечество

3.     Я и семья

4.     Я и природа

5.     Здоровый образ жизни

6.     Культура, духовность, творчество

7.     Профессиональное самоопределение и труд

Расширить представления о человеке, его возможностях, об интересах человека и их влиянии на содержание жизни мне помогает

Раздел 1 «Я – человек»

 Раздела 2 «Моё отечество» являются: воспитание готовности к защите своей Родины; подготовка к служению Отечеству, воспитание гордости, любви к своему  городу, уважения к его истории и жителям.

Раздел 3 «Я и семья» предусматривает решение следующих задач: расширение представлений о социальных семейных ролях отца и матери, сына и дочки, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота моего «Я»

Формирование отношений к природе и с природой, воспитание любви и бережного отношения к природе своего края, своей Родины решаются в 

Разделе 4 «Я и природа».

Огромное значение я придаю формированию здорового образа жизни. 

Раздел 5 «Здоровый образ жизни» моей программы направлен на решение следующих важных задач: физическое развитие, закаливание, вовлечение в массовый спорт и туризм, формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, выработка навыков самообслуживания.

В Разделе 6 «Культура, духовность, творчество» решаются следующие задачи: воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни, выявление и развитие у учащихся творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, освоение этических норм

Раздел 7 «Профессиональное самоопределение и труд» направлен на формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

В процессе работы по данной программе я создаю условия для:

·         проявления самостоятельности;

·         проявления активной общественной, гражданской позиции;

·         саморазвития и самореализации;

социализации личности в современных условиях.

   Самым главным направлением, через которое ведется патриотическое направление в школе – классные часы. Все занятия дополняют друг друга. Каждое занятие отличается друг от друга формами и методами, примененными на уроках, но взаимосвязаны друг с другом. На занятиях активно применяю ИКТ.

 В гражданско-пат­риотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, по­могают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, со­циального пространства. Дети побывали на экскурсии в районном музее  г. Гродовиковска.

Ряд классных часов предусматривал рассмотрение законов РФ. Деловая игра «Закон на нашей Земле» требовал тщательной подготовки. Дети работали с Конституцией, получая различные задания. Рассматривая главы основного закона нашей страны, находили, какие права мы имеем, какие обязанности мы должны выполнять, за какие поступки мы несем ответственность. Определили в чем различия между «Проступком, правонарушением и преступлением».

 На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как:

·                                                   Взаимоотношение в семье, как его добиться.

·                                                   Дети и насилие.

·                                                   Родителям о воспитании толерантности у детей.

·                                                   Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

 Являясь руководителем методического объединения классных руководителей школы,  выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

Подводя итог, можно смело утверждать: в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию и любых проявлений терроризма.

Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.

Быть патриотом….

Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь, ты, гордиться---

Твой век земной не зря тобой прожит.


Доклад «Патриотическое воспитание школьников»

Доклад «Патриотическое воспитание школьников»

Цели работы по патриотическому воспитанию: · формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку…

Цели работы по патриотическому воспитанию: · формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку…

Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей

Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей

Моё отечество 3. Я и семья 4

Моё отечество 3. Я и семья 4

В гражданско-пат­риотическом воспитании экскурсии играют особую роль

В гражданско-пат­риотическом воспитании экскурсии играют особую роль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2025