Доклад «Патриотическое воспитание школьников»
У многих педагогов есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной.
Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Я работаю в школе 34 года. В настоящее время являюсь классным руководителем 6 класса.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- экологическое,
- культурно-эстетическое,
- учебно-познавательное,
- общественно-полезная деятельность,
- индивидуальная работа с учащимися,
- проектная деятельность.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой класса «Я – гражданин России».
На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Цели работы по патриотическому воспитанию:
· формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
· воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России»
Задачи работы по патриотическому воспитанию
· сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
· сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
· сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
· сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
· вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Основные принципы:
·
Принцип целостно - смыслового
равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность,
одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в
отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но
такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
· Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
· Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).
· Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
· Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
· Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
· Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
· Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
·
Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
· Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
· Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
· активная гражданская позиция;
· способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
· чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
· духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
· способность к саморазвитию.
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, всех учащихся класса.
Быть патриотом без знания своего Отечества невозможно. Поэтому в программе заложена идея гуманизации обучения и воспитания, возрождения духовных традиций России, более глубокого изучения российской истории и культуры в контексте мировой истории, познания истории родного края, более целостного, интегрированного восприятия различных областей знаний, приобщения учащихся к социально-значимой и к исследовательской краеведческой деятельности.
Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс, так как являюсь заведующей школьным музеем. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать, как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены учителем начальных классов.
Мною была разработана программа со сроком реализации 5 лет, которая направлена на воспитание культурно-духовных ценностей, патриотического воспитания.
Программа, по которой я работаю называется «Я – гражданин России!». В её основе – ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Знания, Природа, Отечество, Культура, Здоровье. Программа включает в себя следующие основные разделы:
1. Я – человек
2. Моё отечество
3. Я и семья
4. Я и природа
5. Здоровый образ жизни
6. Культура, духовность, творчество
7. Профессиональное самоопределение и труд
Расширить представления о человеке, его возможностях, об интересах человека и их влиянии на содержание жизни мне помогает
Раздел 1 «Я – человек»
Раздела 2 «Моё отечество» являются: воспитание готовности к защите своей Родины; подготовка к служению Отечеству, воспитание гордости, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям.
Раздел 3 «Я и семья» предусматривает решение следующих задач: расширение представлений о социальных семейных ролях отца и матери, сына и дочки, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота моего «Я»
Формирование отношений к природе и с природой, воспитание любви и бережного отношения к природе своего края, своей Родины решаются в
Разделе 4 «Я и природа».
Огромное значение я придаю формированию здорового образа жизни.
Раздел 5 «Здоровый образ жизни» моей программы направлен на решение следующих важных задач: физическое развитие, закаливание, вовлечение в массовый спорт и туризм, формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, выработка навыков самообслуживания.
В Разделе 6 «Культура, духовность, творчество» решаются следующие задачи: воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни, выявление и развитие у учащихся творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, освоение этических норм
Раздел 7 «Профессиональное самоопределение и труд» направлен на формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
В процессе работы по данной программе я создаю условия для:
· проявления самостоятельности;
· проявления активной общественной, гражданской позиции;
· саморазвития и самореализации;
социализации личности в современных условиях.
Самым главным направлением, через которое ведется патриотическое направление в школе – классные часы. Все занятия дополняют друг друга. Каждое занятие отличается друг от друга формами и методами, примененными на уроках, но взаимосвязаны друг с другом. На занятиях активно применяю ИКТ.
В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Дети побывали на экскурсии в районном музее г. Гродовиковска.
Ряд классных часов предусматривал рассмотрение законов РФ. Деловая игра «Закон на нашей Земле» требовал тщательной подготовки. Дети работали с Конституцией, получая различные задания. Рассматривая главы основного закона нашей страны, находили, какие права мы имеем, какие обязанности мы должны выполнять, за какие поступки мы несем ответственность. Определили в чем различия между «Проступком, правонарушением и преступлением».
На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как:
· Взаимоотношение в семье, как его добиться.
· Дети и насилие.
· Родителям о воспитании толерантности у детей.
· Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?
Являясь руководителем методического объединения классных руководителей школы, выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
Подводя итог, можно смело утверждать: в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию и любых проявлений терроризма.
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.
Быть патриотом….
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь, ты, гордиться---
Твой век земной не зря тобой прожит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.