Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»
Доклад
педагога изобразительного искусства в дополнительном образовании:
« ФГОС глазами учителя ИЗО, МХК :
проблемы и перспективы»
Докладчик:
Плиева Ирина Лонгиевна
Владикавказ 2020
Тема «ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы» в условиях модернизации и реформирования образовательной системы является актуальной и востребованной. Контроль и диагностика введенных в обучающий процесс инновационных разработанных программ, предусматривающих развитие универсальных учебных действий в преемственность с начальной и старшей школой ,направленных на воспитание всесторонней личности, остается приоритетной и необходимой по сей день.
Темой для изучения я выбрала одну из ниш системы образования - характеристику состояния педагогической системы предметной линии «Изобразительное искусство», ее педагогический мониторинг, который в последующем может служить основанием для принятия оптимальных управленческих решений и является средством обратной связи в реализации управленческих действий.
Потенциалом данной темы мы, конечно, будем считать дальнейшее развитие образовательных технологических процессов, нахождение и пересмотр недостаточно проработанных инициатив . Развитие системы, точнее выполнение государственного заказа, который не возможен без контроля результатов и статистики педагогического мониторинга.
В период внедрения новых стандартов образования, актуальными вопросами педагогического коллектива, наравне с инновационными методами и практическими приемами, становятся исследования и мониторинг качества обучения.
Введение данной методологии в педагогический процесс позволяет проследить качество разработанных занятий, последовательность подачи тематического материала, качество выбранной программы обучения и отображение на саморазвитии личности учащегося, готовность коллектива в введенным рабочим изменениям.
Если наброски этих явлений уже и раньше проявлялись в образовании по основным предметам , то теперь инновационная модель требует более детального разбора качества полученных знаний, составляющих основу подготовки будущих профессиональных кадров и целостных личностей нашего государства .
Впервые в стандарте появились требования к условиям обучения, которые должны быть обеспечены для достижения требуемого качества образования, что является одним из ключевых направлений президентской инициативы, обеспечивающей преемственность основных направлений концепции модернизации российского образования.
Но если мы можем оценить и просчитать качество получаемых знаний в точных науках то, что касается нравственно-эстетического направления данного ответвления обучающего процесса, то в данном случае однозначного ответа на сей день нет и быть не может. Введение ФГОС в начальную школу, затронул такую нишу, как преемственность программ, но вместе с тем , эти программы оказались не готовы к переходу от младшей к средней школе. Разнообразие УМК привело к введению в процесс незавершенных программных линий, отличающихся друг от друга в теории и практике. Эти проблемы четко сфокусировались на предмете «Изобразительное искусство», которое я преподаю в своей школе.
Первые положительные моменты заинтересованности Государства в качестве получаемых знаний уже видны. Это обеспечение школ новым технологичным оборудованием, проведение качественных курсов повышения квалификации для учительского состава .
Я надеюсь и на дальнейшую положительную тенденцию в образовании, надеюсь что еще многие недостатки нововведений будут скорректированы и устранены, а технологичные возможности мониторинга КО помогут определить в свою очередь эти прорехи , и к началу нового учебного года мы будем еще ближе к возможности дать нашим детям самое лучшее нужное образование.
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании курса Мировой художественной культуры, его статус и методическая специфика в рамках культурологического знания.
Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области «Искусство». Учитывая, что старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев обучение предметам искусства может завершиться на этапе основной школы. Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегрированным предметом МХК (включая не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной картины мира.
Художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.; она включает в себе все процессы, связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее дальнейшую жизнь - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Изучение мировой художественной культуры предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.