Министерство образования и науки
РСО-Алания
«Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»
Доклад
педагога изобразительного искусства в дополнительном образовании:
«Новое о развитии творческих способностей у детей на уроках изобразительного искусства»
Докладчик:
Плиева Ирина Лонгиевна
Владикавказ 2021
Предмет «Изобразительное искусство» в школе является одним из наиболее значимых и эффективных средств духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей ребят в процессе их обучения в школе.
Иногда, из уст некоторых взрослых людей можно услышать вопрос: «Зачем в школе урок изобразительного искусства? Ведь не все пойдут в художники, а те, кому хочется им стать, итак посещают художественную школу.
Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное воображение, образное мышление, острое ощущение цвета, зрительную память, формирует качества интеллекта человека, важные, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека.
Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у детей способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учат его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям.
В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. На таких занятиях детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задач, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно многое понять: какой склад мышления у ребёнка, психическое состояние, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя в семье и обществе. Внимательно анализируя работы детей, стараюсь, по возможности, помочь в решении возникших у них проблем.
Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но мы должны дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Современное искусство постоянно развивается и создает множество новых стилистических направлений.
Одним из любимых стилей у ребят стали рисунки 3D и дудлинг.
Дудлинг в переводе с английского обозначает технику рисования с помощью простых графических элементов (дудлов) – это обычные каракули, завитки, точки, кружочки и крючочки, а также более осмысленные элементы.
Но все их объединяет немного небрежное рисование, что придает стилю доступность и привлекательность.
Дудлинг можно смело назвать графическим рисунком.
Графос в переводе с греческого – пишу, рисую. Также и здесь мы как бы пишем, но созданный рисунок является выражением творческой индивидуальности рисующего и несет в себе скрытую осмысленность.
Несмотря на то, что дудлинг является просто одним из современных течений творчества, с 2004 г. В Великобритании стал отмечаться Национальный Дудл День.
В данный праздник был заложен глубокий смысл в сборе пожертвований на лечение тяжелобольных людей.
На официальный сайт мероприятия британцы совершенно различного возраста и статуса, от школьников и до популярных звезд, выкладывают свои дудлы.
Все работы продаются, а собранные деньги идут на благотворительность.
На сегодняшний день дудлинг имеет множество поклонников во всем мире. Расширяется использование данного жанра изобразительного искусства: это декоративное оформление альбомов, открыток, а также рекламы.
Но, как известно, новое это хорошо забытое старое.
Если мы обратимся к печатным изданиям двухсотлетней давности, то заметим, что в оформлении церковных книг и многих других изданий применялись рисунки в виде дудлинга.
А если заглянуть еще дальше, то наскальные и пещерные рисунки древнего человека во многом схожи с дудулингом.
Ребятам, начинающим заниматься дудлингом можно предложить заполнить контур рисунка какого –либо животного, птицы, растения или предмета различными мелкими узорами, разбив фигуру на сегменты и дать волю фантазии ребенка.
Даже у тех, кто не умеет рисовать, получаются незамысловатые рисунки, достойные восхищения.
Это творчество носит лениво-прикладной характер. Такой техникой рисования можно заниматься параллельно с другими делами.
В этом виде изобразительного искусства нет каких-либо четких правил. Есть только лист бумаги, лучше черная авторучка и развивай фантазию.
Это могут быть геометрические фигуры разнообразные растения и несуществующие миры. Главное здесь получить удовольствие от процесса рисования, разгрузить мозг от ненужной информации и развить свои творческие способности.
Не все может получиться с первой попытки. Но лишь двигаясь вперед и переходя от легкого к сложному ребенок совершенствуется и получает опыт. Нужно пробовать, двигаться к намеченной цели и все получится.
Современное искусство не стоит на месте, постоянно развиваются, предлагая новые стили и жанры в дизайнерском и художественном ремесле.
Дудлинг как искусство не исключение, это самобытное искусство, которое зарождается в нас с самого детства.
Дудлинг – означает бессознательное, ненамеренное, т.е. интуитивное рисование.
Очень часто люди рисуют автоматически какие-то формы, человечков, узоры или линии. Они делают это неосознанно в ситуации, когда сознание отключено или занято чем-то другим: разговором по телефону, прослушиванием лекций и т.д. Как раз в такие моменты человек само выражается.
Всем ведь хочется получить открыточку из глубины своего подсознания. И разглядывая такой рисунок есть над чем поразмыслить, особенно психологам.
Технику дудлинга можно выполнять как авторучкой, карандашом и фломастером, так и акварелью. Нужно только сосредоточить свое внимание на техническом процессе работы и не думать ни о чем.
За таким занятие ребята забывают обо всем и полностью отдаются творчеству.
Изобразительное искусство – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа у ребёнка добрая и красивая. Знакомя детей с картинами художников, скульптурами, архитектурой, изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждается потребность любить и радоваться жизни, создавать и хранить доброе и прекрасное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.