Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец - Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов - перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.
В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…». Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков. Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием, после революции - в Петроградском хореографическом училище. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. С 1931 по 1937 год Ваганова - художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С.М. Кирова. Вагановой впервые из деятелей хореографии в 1946 году присвоено звание профессора. Ваганова - народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (Государственной премии СССР, 1946).
С 1921 года в школе начинает работать А.Я. Ваганова - великий педагог, первый профессор хореографии. Она воспитала несколько поколений выдающихся балерин. Пытливый исследователь, вдохновенный практик, она создала учебник «Основы классического танца» (выдержала пять изданий: 1934, 1939, 1948, 1963, 1980, переведена более чем на 10 языков), развивая лучшие свойства русской танцевальной школы: гармоничность, выразительность, Ваганова сделала замечательные открытия в области координации движений, раскрепостила корпус, что обусловило неповторимость петербургской школы, ввела «новые руки» - красивые, сильные и энергичные, которые определили волевой характер танца. Из вышесказанного можно сделать вывод, что блестящая педагогическая деятельность Вагановой и ее книга создали ей славу великого педагога, а сформировавшаяся в России система преподавания классического танца во всем мире называется «методикой Вагановой». Ваганова обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века (творчество М.И. Петипа), традиции французской школы классического танца (ее представителем в России был Х.П. Иогансон), нововведения виртуозной итальянской школы (Э. Чеккети), принципы преподавания старших коллег Н.Г. Легата и О.И. Преображенской.
«Основы классического танца» - структура книги представляет собой описание движений по видовым понятиям: например, батманы, прыжки, туры и т.д., что не соответствует порядку обучения, но систематизирует материал. Одновременно в пределах каждой главы движения рассматриваются по нарастанию - от простого до наиболее сложных, т.е. выстроена система. А.Я. Ваганова установила порядок движений на уроке, что значительно отличался от порядка других школ; выработала положение рук, их координацию в движениях, что придает гармоничность танцу. Plie - с него, по Вагановой, следует начинать экзерсис. Здесь автор сделала отступление, объясняя, почему сначала нужно его исполнять по 1-ой позиции. В классах Э. Чеккетти, Н. Легата это движение начиналось со 2-ой позиции. По мнению автора книги, исполнение pliе по второй позиции не дает необходимого эффекта удержания вертикальной оси, вокруг которой строится все равновесие танцующего, а так же легко приучает к распущенности мускулатуры. После pliе было названо движение battement tendu. Для нас это является само собой разумеющимся порядком. В старой французской школе, методе Чеккетти следом за pliе шел grand battement jetе. Далее Ваганова перечислила порядок движений: rond de jamb par terre, battement fondu, battement frappе, rond de jamb en l`air, petit battement, developpе, grand battement jetе. Тем не менее, она писала «Никаких твердых схем и твердых норм для построения уроков я давать не буду. Это - область, в которой решающую роль играют опыт и чуткость преподавателя». Кремшевская Г. Агриппина Ваганова. - Л.: Искусство, 1982.
С особой заслугой Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Рабочая - вспомогательная роль рук, это технологическое открытие Вагановой, очень облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук. Новым являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное - стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Ученицы Вагановой не только прочно усваивали pas, но умели объяснить, как его нужно правильно исполнять и в чем его назначение. Заставляя их записывать отдельные комбинации, предлагая найти причины неудачного выполнения pas, Ваганова развивала понимание правильной координации движений. Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных pliе, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, ее усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro. В своей книге Ваганова нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать «из корпуса», ибо танец «из корпуса» обеспечивает надежную опору и артистическую окраску pas. Предметом неустанной заботы Вагановой была также правильная постановка рук.
Ваганова уделяла не меньшее внимание и рукам. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, «певучими», но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, - тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Не случайно техника всевозможных вращений усовершенствована Вагановой.
В конечном итоге система Вагановой направлена к тому, чтобы научить «танцевать всем телом», добиться гармоничности движений, расширить диапазон выразительности. В книге движения сгруппированы по основным видам. Такая композиция ограничивала возможность останавливаться на ведении урока. Будучи противницей механического усвоения pas, Ваганова предлагала их в многообразных, всегда заранее продуманных ею сочетаниях - импровизации педагога на уроке она не признавала. Такой урок держал учениц в состоянии сосредоточенного, напряженного внимания, повышал их активность, приносил наибольшую пользу. Развивая творческую инициативу учащихся, Ваганова нередко поручала им придумать небольшое adagio или allegro на пройденном материале. Никогда не останавливаясь на достигнутом, Ваганова с годами все более усложняла, обогащала уроки. Талантливые находки балетмейстеров-постановщиков не проходили мимо ее внимания. Без колебаний она вводила все новые движения, чтобы подготовить артисток и школьную молодежь к работе над современными постановками. Ваганова писала в одной из последних статей: «Ученицы, давно не видевшие меня, находят сдвиг, прогресс в моем преподавании. Отчего это происходит? От пристального внимания к спектаклям нового порядка. Ведь кругом жизнь, все растет, все двигается вперед. Поэтому рекомендую… наблюдать за жизнью и за искусством». В.М. Красовская. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. - М.: «Аграф», 1999. Этот важный завет Ваганова оставила своим продолжателям. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведенная практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод, изучив русскую, французскую и итальянскую школы, которые с течением времени стали взаимодействовать и дополнять друг друга. Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, поскольку любая школа, согласно ее убеждениям, является живым организмом, а не догмой, создала свою систему обучения, выстраивая уроки так, что они способствовали максимальному развитию тела танцовщицы, и ее ученицы свободно танцевали до пятидесяти лет, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира. К тому же это были замечательные балетные актрисы, ибо Ваганова не признавала чистую технику без образности танца.
Борис Эйфман говорил: «Все-таки русский балет остается русским балетом, ни на что не похожим. При всей разнице в постановках Большого, Мариинского, моего театра есть в них нечто общее, и эту общность определяют традиции русского балета. Ведь что такое русский балет? Французы, датчане, итальянцы - кто только не работал во славу русского балета! Русский балет - это чудо! Русский балет - это вагановский балет! Все придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела все то, что сегодня отождествляют с русским балетом». 1738 году начала свое летоисчисление первая русская балетная профессиональная школа - Танцевальная Её Императорского Величества Школа, ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. Школа была создана по Указу Императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге, по инициативе французского балетмейстера и педагога Жана-Батиста Ланде Событие это стало знаменательным для всего русского балета, для всей национальной культуры. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Петра Первого. В Академию входят 3 факультета: исполнительский, педагогический и повышения квалификации, научно-исследовательский отдел, магистратура, аспирантура, редакционно-издательский отдел, библиотека, музей истории Русского балета и хореографического образования, школьный театр им. А.В. Ширяева видео - и аудиотека, интернат для обучающихся на исполнительском факультете и другие подразделения, обеспечивающие деятельность Академии.
Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А.Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне - Академии русского балета, носящей теперь ее имя. Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы деятели советского балета отстояли классическое наследие от псевдо новаторов, то в тридцатые - главной задачей стало создание современного репертуара. Методика преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой признана во всем мире и давно стала каноном классического танца. Без сомнения можно утверждать, что данное положение дел останется еще надолго. Тенденции современного балета стремятся к развитию данной методики. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца. Книга навсегда останется настольной книгой педагога и руководством обучения классической хореографии. Школа Вагановой получила признание и широкое распространение в практической деятельности ее учениц, многие из которых стали учителями классического танца. И уже подготовили целую плеяду своих выдающихся учеников. «Практически не существует ни одной балетной школы в мире, где бы ни были представлены наши выпускники, - говорит ректор Академии, профессор Вера Дорофеева. Книгу «Основы классического танца» знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно с уверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий «Основ классического танца», выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой. Педагогическая система Вагановой распространена в хореографической педагогической практике, оказывает значительное влияние на зарубежный балет. В новых балетных спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской. Начиная с 30-х годов стала очевидной художественная однородность ленинградской балетной труппы. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин - нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты «школы Вагановой», - пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н.М. Дудинская. Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой, энергичной манеры исполнения. Танец выпускниц Вагановой отвечал самой сущности русского балета как искусства большого содержания, высокой лирики и героики. Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у нее никогда не учились, приобретали чисто вагановский «стальной» aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков. Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили этот опыт по стране. Наконец, выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего советского балетного театра. Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное - стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Определённый стиль преподавания и классическая основа русской школы в то время не имело определения как «русская школа», несмотря на значительные успехи некоторых отечественных педагогов. В 30-е годы, когда была поставлена задача систематизации знаний в самых разных областях, А.Я. Ваганова занялась обобщением тех данных, что на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги и накопленного ею собственного опыта, тем самым заложив основу академической методики преподавания. Унификация, требуемая от учебных заведений, привела к написанию единых программ, которым должны были следовать все педагоги, к выработке единой терминологии (которая не требовалась до революции, когда для общения повсеместно использовался французский язык, но оказалась необходимой в новой действительности, когда в силу разных причин приходилось преимущественно использовать русский язык).
Не будучи как-то особенно одарённой от природы, Ваганова была технически сильной и виртуозной танцовщицей. По словам балетоведа Л.Д. Блок, она «сумела понять самую сущность форм классического танца»; «по окончании артистической карьеры она взялась за преподавание и оказалась одарённой исключительными педагогическими способностями». «Сейчас вседозволенность времени перешла и в искусство. Демонстрация пороков не привлечет нового зрителя, уродство - не вдохновляет, а искусство должно будить в людях добрые чувства, а не низменные», - Эльвира Кокорина, артистка балета, педагог классического танца.
Агриппина Яковлевна Ваганова также изменила методику, и ее вариант существует по сей день. Но, соединив несколько направлений в одну русскую школу, она опубликовала совершенный вариант, разумный и научный. Балетная школа всегда тесно связана с театром, и какие-то новые театральные идеи, постановки диктуют новшества и нововведения. Иногда бывает подмена элементов, и это скорее вредит школе. Сейчас мир начинает увлекаться экспериментами, свободной пластикой, неоклассикой, модерном. Танцовщик, работающий в таких стилях, даже при превосходном владении своим телом, с классикой просто не справится, не сможет станцевать. А прошедший классическую школу знает точные выверенные основы. В классике важна точность математическая. Здесь не должно быть легкого отношения, все должно быть продумано, направлено на формирование совершенного владения телом
Ваганова писала: «Нередко артистки балета, не могущие больше выступать на сцене или же просто потерявшие трудоспособность, устремляются в педагогику. Неужели они думают, что это так просто? Они ошибаются: учатся многие, но выучиваются не все». Особой заслугой Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце слаженных движений рук, корпуса и головы. Рабочая роль рук, которые не только служат украшением танца, но и помогают исполнению самых сложных движений - технологическое открытие Вагановой, облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук. Сама Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Опираясь на ее обширный опыт, ученицы Вагановой обогащают и корректируют эту педагогическую систему своей творческой практикой. Так, в ряде балетных классов сейчас с успехом применяется экзерсис на высоких, а не на низких полупальцах. За последние годы в связи с расширением культурных связей возникла возможность международного обмена творческим опытом и в области хореографической педагогики. Мимо внимания деятелей российского балета не прошли достижения зарубежных танцовщиков в области техники балетного искусства, особенно в турах и виртуозных заносках. На эти разделы балетного экзерсиса сейчас обращено особое внимание. Ныне педагогический метод Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы. Он творчески развивается продолжателями Вагановой, работающими в различных балетных училищах страны.
Исходя из данного материала, можно считать, что достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному - таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося.
В настоящее время обучение в Академии ведется на двух факультетах -
исполнительском и педагогическом. Сегодня в Академии обучается свыше 450 человек.
Из них на исполнительском факультете более 300 человек, на педагогическом -
более 150. На исполнительском факультете готовят артистов балета. Принимаются
дети в возрасте 10 лет. Срок обучения на исполнительском факультете - 8 лет. За
это время воспитанники (первые 5 лет обучения) и студенты (последние три года)
получают профессиональное образование (классический, характерный, дуэтный,
историко-бытовой танец, танец модерн, актерское мастерство), выполняют
программу общеобразовательной школы, получают необходимую музыкальную,
искусствоведческую и общегуманитарную подготовку. Студенты и воспитанники имеют
обширную сценическую практику, участвуя в спектаклях Мариинского и
Михайловского театров, спектаклях и концертах Академии на сценах Школьного
театра, Эрмитажного и Мариинского театров. Выпускники исполнительского
факультета работают в качестве артистов балета в труппах, как правило, с
классическим репертуаром. На педагогическом факультете ведется подготовка
специалистов с высшим профессиональным образованием по четырем специальностям:
педагог-репетитор балета, балетмейстер, балетовед, концертмейстер балета. В
2004 году предполагается открытие отделения балетного менеджмента. Срок
обучения на педагогическом факультете - 4-5 лет. Таким образом, совершенствуя
методику преподавания танца, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность
движений, педагоги, продолжатели Вагановой, стремятся к тому, чтобы
хореографическая школа отвечала современному уровню российского балетного
искусства, приумножала его славу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.