Доклад
«Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»
Кнутас Валентина Ивановна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Содержание:
Введение.
1. Моделирование урока физической культуры в условиях ФГОС ООО.
2. Формирование УУД на уроке физической культуры в свете реализации ФГОС ООО.
Введение
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству; - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверено чувствовать себя в самостоятельной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
1. Моделирование урока физической культуры
в условиях ФГОС ООО
Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Важнейшим требованием к проведению современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Успех учебного процесса по физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно составлено и как выполняется перспективное планирование учебной работы в целом и на конкретных уроках в частности.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными
знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению
самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
- уроки образовательно-тренировочной направленности используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля.
Главное, независимо от названия, на каждом уроке должна иметь место образовательная составляющая.
ФГОС трактует понятие «планируемый результат образования» с позиции системно-деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю - психическую.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования способов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как подготовить современный урок?»
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1. Первое: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал. Для этого надо :подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке: что
контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимого инвентаря и оборудования.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Подготовленный таким образом урок отображается в плане-конспекте и
Технологической карте.
Успешность реализации уроков по физической культуре во многом зависит от конкретности поставленных задач.
Решение задачи: рассказ, показ, апробирование.
Убедились ученики, что сразу не все и не у всех получается.
Приступаем к обучению. Фронтально определить толчковую ногу: два шага, на третий - мах одной, толчком другой, прыжок вверх.
Разделим учеников на две группы в зависимости от толчковой ноги. Учим с трех шагов выполнять прыжок вверх махом одной толчком другой со сменой ног.
Натянули резинку на ширину зала. Учим перешагиванию через резинку под углом. Вначале шагом, затем с 3-х шагов разбега. Обозначаем место отталкивания.
Таким образом, на первом уроке задача реализована.
На втором уроке – учить сочетанию работы ног и рук. Снова фронтально, без планки и резинки, три шага выпрыгивания вверх. Обращаем внимание на активный мах ногой и своевременное торможение маха руками.
Озвучить проблему: определить оптимальную работу рук. Дать возможность ученикам экспериментально проверить первый вариант - выпрыгивания вверх без взмаха руками; второй вариант - со взмахом рук, без торможения; третий вариант – с активным торможением рук на уровне головы.
Какой вариант оптимален? Третий. Почему? Дать возможность вначале осмыслить ученикам и вместе с ними найти верный ответ. Прыжки через резинку. Высота оптимальная.
На третьем уроке: учить правильному переходу планки в прыжках в высоту способом перешагивания.
Формулируем проблему: почему приземляясь, многие ученики задевают резинку (а если будет планка, то она упадет). Что нужно сделать, чтобы уменьшить вероятность контакта с резинкой (планкой)?
Дать возможность ученикам самим подумать, практически поэкспериментировать над решением проблемы. Необходимо во время перехода повернуться дальним плечом к планке. Что происходит, почему?
На четвертом уроке: продолжить обучение прыжку с удлиненного разбега способом перешагивания. Проблема: каким образом можно быстро подобрать оптимальный разбег. И снова дать простор творчества самим ученикам и вместе с ними прийти к верному решению: разбег от места отталкивания.
При таком подходе к формулировке задач каждый урок наполнен новым конкретным содержанием, а самое главное ученики вовлечены в творческий процесс решения универсальных учебных действий, тем самым, выполняя требования ФГОС.
Примерные формулировки задач на уроках физической культуры:
Образовательные задачи:
- формировать умения контролировать свои действия в соответствии с интересами в коллективе;
- учить контролировать свои действия в пространственных параметрах;
- учить техническим элементам в определенных видах двигательных действий
- заложить основы мониторинга физического развития и уровня физических кондиций;
- дать представления о комплексе утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпаузы.
- вооружить обучающихся основами технологии выполнения домашних заданий;
- обосновать закономерность влияния физических упражнений на организм обучающихся;
- применять специальную терминологию физического воспитания.
Воспитательные задачи:
- содействовать воспитанию потребности к систематическому самосовершенствованию;
- создать условия для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой;
- воспитывать толерантное отношение в коллективе;
- формировать необходимость подчинять свои действия в интересах коллектива;
- развивать эстетические основы в процессе занятий физическими упражнениями, используя в т.ч. музыкальное сопровождение;
- дать представление о нравственных и духовных ценностях средств физической культуры;
- воспитания четкости в процессе выполнения индивидуальных групповых заданий;
- способствовать формированию критического мышления в процессе игровой деятельности.
Оздоровительные задачи:
- содействовать воспитанию физического качества (силы определенной группы мышц, взрывной силы, силовой выносливости, быстроты, быстроты двигательной реакции, гибкости в тазобедренных, плечевых суставах, позвоночного столба), выносливости (общей и специальной), ловкости;
- ознакомить с правилами закаливания;
- учить правильному дыханию во время бега и при выполнении различных упражнений;
- содействовать нормальному физическому развитию посредством ОРУ, круговой тренировки и т.д.;
- формировать правильную осанку посредством ОРУ или специальных упражнений;
- повысить общую работоспособность используя эстафеты, подвижные игры, средства ОФП;
- содействовать закаливанию и сопротивляемости организма занятиями на открытом воздухе.
Конспект урока физической культуры
для учащихся 4-го класса
Тема: Техника ведения, ловли и передачи баскетбольного мяча.
Раздел программы: Спортивные игры. Баскетбол.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Обучение навыкам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Совершенствовать технику ловли, передач и ведение мяча
2. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, координационных движений.
3. Воспитывать настойчивость, самоконтроль и интерес к двигательной активности.
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты: формирование умений работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество совместно с учителем.
2. Личностные результаты: развитие самостоятельности, умение реализовывать ранее полученные знания по физкультуре, достижение взаимопонимания.
3. Предметные результаты: умение самостоятельно подбирать оптимальные средства решения учебных задач с соблюдением правил техники безопасности, воспитание сознательного отношения к уроку.
Место проведения: Спортивный зал МБОУ гимназии.
Дата проведения: ноябрь.
Время проведения: 2 урок (8.50-9.30)
Инвентарь: Баскетбольный мяч (по количеству учащихся), обручи – 20 штук., фишки, конусы, свисток.
Конспект составил: ФИО
Частные задачи к конкретным видам упражнений |
Содержание |
Дозировка |
Методические приемы: организации, обучения, воспитания |
Подготовительная часть 7 мин |
|||
Создать у учащихся целевую установку на урок. |
Построение. Приветствие класса Сообщить задачи урока |
1 мин. |
Построение в одну шеренгу. По ходу взять мячи. |
Основная часть |
|||
|
|
|
|
Заключительная часть |
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД
Предмет__________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Цель______________________________________________________________
Тип урока__________________________________________________________
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
|
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
|
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Ожидаемые результаты:
УУД должны помочь:
Ученику: |
Учителю: |
1. получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; 2. обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; 3. повысить интерес к предмету; 4. повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках; 5. повысить эффективность самостоятельной работы.
|
1. реализовать принципиально новые формы и методы обучения; 2. сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; 3. повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; 4. повысить эстетическую привлекательность урока; 5. привлечь учащихся к использованию ИКТ. |
2. Формирование УУД на уроке физической культуры в свете
реализации ФГОС ООО.
Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, предметный и метапредметный:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметные универсальные учебные действия.
Освоения учащимися содержания программы по физической культуре:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; - в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Метапредметные универсальные учебные действия призваны помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой. Метапредметные УУД подразделяются на: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
1.Регулятивные УУД:
- формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура нацелен умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности.
2. Коммуникативные УУД:
- общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности (комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (уметь не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность и уметь аргументировать свою позицию);- умение согласовывать свои действия (создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, уметь находить плюсы и минусы в каждой точке зрения);- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества (создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности);
3. Познавательные УУД:
а) Общеучебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулировка учебной цели (происходит с обязательным соблюдением условий, обозначенных для действий смыслообразования);
- поиск и выделение необходимой информации (теория физической культуры находится на стыке многих наук, что создаёт предпосылки к целостному рассмотрению человека в его физкультурной деятельности);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (мысленное и вслух проговаривание своих действий в процессе физкультурной деятельности начиная от простейших названий исходных положений, заканчивая сложными физическими упражнениями, с разделением их на фазы);
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов, условий, результатов деятельности.
б) Логические УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (обучение технике двигательного действия по частям);
- обучение тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным);
- составление целого из частей (увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных предпочтений в области физической культуры);
- сравнение физических упражнений по критериям эффективности для решения различных задач (сравнение выполнения техники одного и того же упражнения, находить оптимальные для себя варианты);
- тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия;
- установление причинно-следственных связей (построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование).
Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
Список литература:
1. Виленский М.Я. Туревский И.С., Торечкова Т.Ю. Физкультура. 5-7 классы. Учебник ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.
2. Матвеев А.П. Учебник 5 класс ФГОС - М.: Просвещение, 2014.
3. Авдеева О.П. Рабочая программа по физической культуре, 5 класс. УМК. А.П. Матвеева. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.
4. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10.
5. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013.
6. Патрикеев А.Ю. Поурочная разработка по физической культуре. 5 класс. Универсальные издания ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.
7. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура, 1-11 класс: программа физического воспитания учащихся. – Учитель, 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.