Доклад «Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»
Оценка 4.8

Доклад «Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»

Оценка 4.8
Лекции
docx
физическая культура
1 кл—11 кл
09.02.2021
Доклад «Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверено чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Планирование образовательной деятельности по физической культуре.docx

Доклад

«Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»

 

Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

 

 

 

Содержание:

Введение.

1.     Моделирование урока физической культуры в условиях ФГОС ООО.

2.     Формирование УУД на уроке физической культуры в свете реализации ФГОС ООО.

Введение

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

         Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;               

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;                                                                                                 - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».   

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания.  Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверено чувствовать себя в самостоятельной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

1.     Моделирование урока физической культуры

в условиях ФГОС ООО

Меняются цели и содержание образования, появляются новые

средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.  Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

         Современный   урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело

использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Важнейшим требованием к проведению современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Успех учебного процесса по физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно составлено и как выполняется перспективное планирование учебной работы в целом и на конкретных уроках в частности.

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

- уроки образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными

знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению

самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

- уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;  

- уроки образовательно-тренировочной направленности используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля.

Главное, независимо от названия, на каждом уроке должна иметь место образовательная составляющая.

ФГОС трактует понятие «планируемый результат образования» с позиции системно-деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю - психическую.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования способов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как подготовить современный урок?»

     Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1. Первое: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал.  Для этого надо :подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке: что

контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимого инвентаря и оборудования.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Подготовленный таким образом урок отображается в плане-конспекте и

Технологической карте.

Успешность реализации уроков по физической культуре во многом зависит от конкретности поставленных задач.

Решение задачи: рассказ, показ, апробирование.

Убедились ученики, что сразу не все и не у всех получается.

Приступаем к обучению. Фронтально определить толчковую ногу: два шага, на третий - мах одной, толчком другой, прыжок вверх.

Разделим учеников на две группы в зависимости от толчковой ноги. Учим с трех шагов выполнять прыжок вверх махом одной толчком другой со сменой ног.

Натянули резинку на ширину зала. Учим перешагиванию через резинку под углом. Вначале шагом, затем с 3-х шагов разбега. Обозначаем место отталкивания.

Таким образом, на первом уроке задача реализована.

На втором уроке – учить сочетанию работы ног и рук. Снова фронтально, без планки и резинки, три шага выпрыгивания вверх. Обращаем внимание на активный мах ногой и своевременное торможение маха руками.

Озвучить проблему: определить оптимальную работу рук. Дать возможность ученикам экспериментально проверить первый вариант - выпрыгивания вверх без взмаха руками; второй вариант - со взмахом рук, без торможения; третий вариант – с активным торможением рук на уровне головы.

Какой вариант оптимален? Третий. Почему? Дать возможность вначале осмыслить ученикам и вместе с ними найти верный ответ. Прыжки через резинку. Высота оптимальная.

На третьем уроке: учить правильному переходу планки в прыжках в высоту способом перешагивания.

Формулируем проблему: почему приземляясь, многие ученики задевают резинку (а если будет планка, то она упадет). Что нужно сделать, чтобы уменьшить вероятность контакта с резинкой (планкой)?

Дать возможность ученикам самим подумать, практически поэкспериментировать над решением проблемы. Необходимо во время перехода повернуться дальним плечом к планке. Что происходит, почему?

На четвертом уроке: продолжить обучение прыжку с удлиненного разбега способом перешагивания. Проблема: каким образом можно быстро подобрать оптимальный разбег. И снова дать простор творчества самим ученикам и вместе с ними прийти к верному решению: разбег от места отталкивания.

При таком подходе к формулировке задач каждый урок наполнен новым конкретным содержанием, а самое главное ученики вовлечены в творческий процесс решения универсальных учебных действий, тем самым, выполняя требования ФГОС.

Примерные формулировки задач на уроках физической культуры:

Образовательные задачи:

- формировать умения контролировать свои действия в соответствии с интересами в коллективе;

- учить контролировать свои действия в пространственных параметрах;

- учить техническим элементам в определенных видах двигательных действий

- заложить основы мониторинга физического развития и уровня физических кондиций;

- дать представления о комплексе утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпаузы.

- вооружить обучающихся основами технологии выполнения домашних заданий;

- обосновать закономерность влияния физических упражнений на организм обучающихся;

- применять специальную терминологию физического воспитания.

Воспитательные задачи:

- содействовать воспитанию потребности к систематическому самосовершенствованию;

- создать условия для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой;

- воспитывать толерантное отношение в коллективе;

- формировать необходимость подчинять свои действия в интересах коллектива;

- развивать эстетические основы в процессе занятий физическими упражнениями, используя в т.ч. музыкальное сопровождение;

- дать представление о нравственных и духовных ценностях средств физической культуры;

- воспитания четкости в процессе выполнения индивидуальных групповых заданий;

- способствовать формированию критического мышления в процессе игровой деятельности.

Оздоровительные задачи:

- содействовать воспитанию физического качества (силы определенной группы мышц, взрывной силы, силовой выносливости, быстроты, быстроты двигательной реакции, гибкости в тазобедренных, плечевых суставах, позвоночного столба), выносливости (общей и специальной), ловкости;

- ознакомить с правилами закаливания;

- учить правильному дыханию во время бега и при выполнении различных упражнений;

- содействовать нормальному физическому развитию посредством ОРУ, круговой тренировки и т.д.;

- формировать правильную осанку посредством ОРУ или специальных упражнений;

- повысить общую работоспособность используя эстафеты, подвижные игры, средства ОФП;

- содействовать закаливанию и сопротивляемости организма занятиями на открытом воздухе.

 

Конспект урока физической культуры

для учащихся 4-го класса

 

Тема: Техника ведения, ловли и передачи баскетбольного мяча.

Раздел программы: Спортивные игры. Баскетбол.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Обучение навыкам игры в баскетбол.

Задачи:

1. Совершенствовать технику ловли, передач и ведение мяча

2. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, координационных движений.

3. Воспитывать настойчивость, самоконтроль и интерес к двигательной активности.

Планируемые результаты:

1. Метапредметные результаты: формирование умений работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество совместно с учителем.

2. Личностные результаты: развитие самостоятельности, умение реализовывать ранее полученные знания по физкультуре, достижение взаимопонимания.

3. Предметные результаты: умение самостоятельно подбирать оптимальные средства решения учебных задач с соблюдением правил техники безопасности, воспитание сознательного отношения к уроку.

Место проведения: Спортивный зал МБОУ гимназии.

Дата проведения: ноябрь.

Время проведения: 2 урок (8.50-9.30)

Инвентарь: Баскетбольный мяч (по количеству учащихся), обручи – 20 штук., фишки, конусы, свисток.

Конспект составил: ФИО

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание

Дозировка

Методические приемы: организации, обучения, воспитания

Подготовительная часть 7 мин

Создать у учащихся целевую установку на урок.

Построение. Приветствие класса  Сообщить задачи урока

1 мин.

Построение в одну шеренгу. По ходу взять мячи.

Основная часть

 

 

 

 

Заключительная часть

          Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД

Предмет__________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Цель______________________________________________________________
Тип урока__________________________________________________________

 

Ход

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

 

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

 

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Ожидаемые результаты:

УУД должны помочь:

Ученику:

Учителю:

1. получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

2. обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

3. повысить интерес к предмету;

4. повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;

5.  повысить эффективность самостоятельной работы.

 

1. реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

2.  сохранить   психологическое   благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;

3. повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

4.  повысить эстетическую привлекательность урока;

5. привлечь  учащихся к использованию ИКТ.

 

2.     Формирование УУД на уроке физической культуры в свете

реализации ФГОС ООО.

Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, предметный и метапредметный:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                      

 - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметные универсальные учебные действия.

Освоения учащимися содержания программы по физической культуре:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                              

-  излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;         

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                                                                 - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;                                                                                    - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;                                                                                                                                           - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;                                                                   - бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;                                                                                                - в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;                                               - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;                                                                                                      - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Метапредметные универсальные учебные действия призваны помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой. Метапредметные УУД подразделяются на: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

1.Регулятивные УУД:

- формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура нацелен умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности.

2. Коммуникативные УУД:

- общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности (комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (уметь не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность и уметь  аргументировать свою позицию);- умение согласовывать свои действия (создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, уметь находить плюсы и минусы в каждой точке зрения);- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества (создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности);

3. Познавательные УУД:

а) Общеучебные УУД:

- самостоятельное выделение и формулировка учебной цели (происходит с обязательным соблюдением условий, обозначенных для действий смыслообразования);

- поиск и выделение необходимой информации (теория физической культуры находится на стыке многих наук, что создаёт предпосылки к целостному рассмотрению человека в его физкультурной деятельности);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (мысленное и вслух проговаривание своих действий в процессе физкультурной деятельности начиная от простейших названий исходных положений, заканчивая сложными физическими упражнениями, с разделением их на фазы);

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов, условий, результатов деятельности.

б) Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (обучение технике двигательного действия по частям);

-   обучение тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным);

- составление целого из частей (увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных предпочтений в области физической культуры);

- сравнение физических упражнений по критериям эффективности для решения различных задач (сравнение выполнения техники одного и того же упражнения, находить оптимальные для себя варианты);

- тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия;

- установление причинно-следственных связей (построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование).

Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

 

Список литература:

1.     Виленский М.Я. Туревский И.С., Торечкова Т.Ю. Физкультура. 5-7 классы. Учебник ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.

2.     Матвеев А.П. Учебник 5 класс ФГОС - М.: Просвещение, 2014.

3.     Авдеева О.П. Рабочая программа по физической культуре, 5 класс. УМК. А.П. Матвеева. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014.

4.     Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10.

5.     Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013.

6.     Патрикеев А.Ю. Поурочная разработка по физической культуре. 5 класс. Универсальные издания ФГОС. – М.: Просвещение, 2015.

7.     Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура, 1-11 класс: программа физического воспитания учащихся. – Учитель, 2014.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад «Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»

Доклад «Планирование образовательной деятельности по физической культуре на уровне основного общего образования»

Моделирование урока физической культуры в условиях

Моделирование урока физической культуры в условиях

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования способов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,…

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования способов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,…

Вначале шагом, затем с 3-х шагов разбега

Вначале шагом, затем с 3-х шагов разбега

Воспитательные задачи : - содействовать воспитанию потребности к систематическому самосовершенствованию; - создать условия для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой; - воспитывать толерантное отношение…

Воспитательные задачи : - содействовать воспитанию потребности к систематическому самосовершенствованию; - создать условия для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой; - воспитывать толерантное отношение…

Воспитывать настойчивость, самоконтроль и интерес к двигательной активности

Воспитывать настойчивость, самоконтроль и интерес к двигательной активности

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

Предметные универсальные учебные действия

Предметные универсальные учебные действия

Познавательные УУД: а) Общеучебные

Познавательные УУД: а) Общеучебные

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и…

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021