Доклад на тему «Современные требования к уроку физики»
Основной формой организации обучения образовательной области «физики» является урок. Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно – воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем "педагогическое произведение”. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие требования: • Четкость дидактической цели. От определения целей урока зависит его организация, объем содержания, выбор методов и средств обучения и воспитания учащихся. Обычно в процессе одного урока решается несколько дидактических задач, их решение и является целью занятия. Одна из этих задач может быть доминирующей и может влиять на ход урока. • Единство образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Обучая, воспитывая и развивая школьников, учитель физики должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Планируя урок, преподаватель должен определить главные воспитательные задачи, заранее предвидеть эмоциональное восприятие учебного материала, предусматривать индивидуальный подход в решении воспитательных задач. •Правильный подбор учебного материала. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. В основу подбора материала, как и в основу всего учебного процесса, должен быть положен принцип «от простого к сложному». Это учитывается при планировании уроков, при организации изучения школьниками тем и разделов учебной программы. Целесообразный подбор методов обучения. К использованию методов обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Учитель должен ознакомить школьников с практической и лабораторной работой, помочь выбрать знания, необходимые для ее выполнения, контролировать формирование у ребят новых умений и навыков. Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. • • Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока. Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения термодинамики, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях. Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности. На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей. На уроках физики используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную форму. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Знание многообразия методов и приемов ведения уроков помогают учителю, применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников. Перед окончанием урока учитель должен проверить работу каждого школьника, установить процент выполнения или нормы выработки и дать оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и самостоятельность. Процесс обучения физикии предлагается строить, используя метод проектов. Формирование проектной деятельности учащихся даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в изучаемых в жизненно необходимых, важных вопросах. Невозможно вести уроки без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. Сегодня выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии. 1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога. Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени. 2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов. 3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности. Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы и т. д. 4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени. Существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и умелом его использовании 5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Электронные книги, мультимедийные энциклопедии открывают доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) прктически не реализуема. 6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями. Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накапливания опыта поколений и это помогает восходить на более высокие уровни не только обучения и воспитания учащихся, но и самообразования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.