Суть и особенности практической психологии
Практическая психология – дисциплина, которая объединяет области психологии и направлена на оказание помощи людям, переживающим сложности в личной жизни и испытывают необходимость в психологическом содействии при осуществлении общения и деятельности. Практическая психология представляет собой и особую психологическую дисциплину, и отрасль профессиональной деятельности. В соответствии с этой особенностью она представлена двумя компонентами: теоретическим и практическим. Специфика практической психологии связана с ее обобщенным характером, что заключается в том, что она синтезирует в себе:
1) теоретические сведения, добытые научно-исследовательской психологией (ее разными областями);
2) практический опыт, сформированный в процессе проникновения психологии в самые разные отрасли человеческой жизни и деятельности и отраженный в частях, отражающих прикладные аспекты таких дисциплин, как психология образования, психология труда, психология спорта, политики, медицины и других сфер человеческой деятельности; а также психологических дисциплин, которые посвящены способам оказания психологической помощи.
Своеобразие практической психологии обусловлено особенностями ее возникновения, оформления и развития. Практическая психология имела двухстороннее формирования. С одной стороны, ее становление обеспечивалось развитием теории – результатами экспериментальных наблюдений за человеческим поведением, доказательством материальных основ функционирования мозга (открытием рефлексов, доминанты…); практики, формирующейся на основе потребностей, диктуемых усложнением условий человеческой жизни и деятельности (прежде всего трудовой). Психологическая практика оформлялась в рамках деятельности, ориентированной на улучшение душевного самочувствия человека (психиатрической помощи, поддержки, оказываемой церковью), а также в процессе освоения новых профессиональных отраслей и борьбы по повышению производительности трудовой деятельности.
Практическая психология, как отмечалось ранее, представлена теорией и практикой. Но даже научно-практическая психология, характеризующаяся интеграцией знаний и методов из разных областей психологии, привлекаемых с целью разработки путей решения проблем, возникающих у человека в разных сферах его жизнедеятельности, имеет коренные отличия от научно-исследовательской психологии. По мнению ученых Ю.М. Забродина и В.С. Новикова, главное, что различает эти две дисциплины, - это предмет и объект изучения. Если в научно-исследовательской психологии отмечается явный разрыв с реальностью и действительной характеристикой объекта исследования из-за оторванности и некоторого абстрагирования при его изучении с условиями жизни и деятельности, характером влияния последних на него, и, напротив, то в практической психологии исследуемое представлено в системе:
- личностная структура;
- система функциональных психических состояний со своей динамикой.
Понимание сущности реального объекта обеспечивается через опору:
а) на предметное представление об исследуемом объекте, существующее в науке;
б) на реальность, в которую включен объект.
Таким образом, объектом практической психологии выступает реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую, личную) и наполненный различными жизненными проблемами, радующими и мучающими его.
Предметом практической психологии является изучение механизмов и закономерностей развития и становления личности индивида через призму разнообразия его связей и специфики его взаимодействия с разными сферами реальности, представления себя в них. По сути, предмет практической психологии представлен личностной структурой, системой функциональных психических состояний, которая у каждого индивида имеет свою динамику, в связи с учетом реальности, в которую включен человек.
В связи с объектом и предметом практической психологии достаточно четко определяется ее центральная задача – помочь конкретному человеку разобраться в себе, в многообразии сложных проблем, возникающих в его жизни, и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.
Поскольку в последнее время на территории постсоветского пространства спрос на практическую психологию расширяется и усиливается, психологизируется подход индивида к выстраиванию личной и построению обыденной, профессиональной жизни, то значительно расширяется степень учета психологии в профессиональной деятельности. Эта особенность предопределяет отраслевое взаимодействие психолога с другими сферами самовыражения человека своей глубинной сущности, которое проявляется через взаимосвязь практической психологии с дисциплинами:
- общая психология (на ее основе выстраивается теоретическое обоснование особенностей изучения объекта и предмета практической психологии);
- психология личности;
- психология социальных отношений в различных группах;
- психология профессиональной деятельности;
- психология обыденной и личной жизни;
- психофизиология.
Помимо обозначенных выше внутри предметных связей отмечается тесное переплетение психологии с другими отраслями человеческой жизни и деятельности. Так в психологической практике должны учитываться следующие области жизни индивида:
1) психология индивидуальности – ее выделение обусловлено центральным местом человека во всех сторонах его жизнедеятельности, где его неповторимость индивидуальность выходит на первое место, обеспечивая ему особое положение в социуме, а также важностью понимания им себя и других, что невозможно без знания уникальности своей природы;
2) психология взаимодействия и взаимоотношений группе – дифференциация этой области объясняется социальной природой человека, которая опосредована его вовлеченностью во множество разных по форме и сути социальных контактов;
3) психология профессиональной деятельности – ее выделение определяется трудовой активностью человека и его потребностью реализовывать себя в труде, с одной стороны, и усложнением современной профессиональной деятельности, с другой;
4) психология личной и обыденной жизни – дифференцировка ее связана с тем, что личная и бытовая сферы жизни человека отличаются широтой и многообразием.
Центральное место в практической психологии отведено личности индивида в своеобразии ее проявления и необходимости ее понимания себя и другого ввиду социальной заданности человеческой природы. Потребность человека в самореализации и самопредставлении продиктована его вовлеченностью в профессиональную деятельность, а современные условия труда и личной жизни требуют от человека овладения:
- условиями оптимального построения личной и обыденной жизни и профессиональной деятельности, определения специфичности этих сфер человеческого самоутверждения;
- способами и стилями конструирования обыденной жизни и профессионального пространства, выражения себя в них.
Своеобразие и детерминанты деятельностей предопределяют значимость усвоения особенностей межличностного взаимодействия, условий оптимизации своего самочувствия в группе.
Таким образом, выделение в качестве основных объектов изучения практической психологии – индивидуальности, сферы взаимодействия и взаимоотношения, профессиональной и трудовой деятельности, личной и обыденной жизни человека, вполне оправданно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.