Доклад по теме: "Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции "
Оценка 4.9

Доклад по теме: "Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции "

Оценка 4.9
doc
26.01.2020
Доклад  по теме: "Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции "
доклад англ.doc

 

      Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

                                                     

                       Актуальность проблемы

 В последние десятилетия актуальным вопросом современного образования является воспитание молодёжи в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в полиязыковом и поликультурном обществе.

Однако проблема, связанная с изучением иностранного языка как средства межкультурного общения с помощью компьютерных телекоммуникаций, не нашла достаточно полного отражения в научно-методической литературе и практике преподавания иностранных языков. Так, в частности, нет исследований, раскрывающих специфику телекоммуникационных проектов в межкультурном обучении иностранному языку.

   Наша задача сформулировать основные характеристики, обеспечивающие успешность международного телекоммуникационного проекта при обучении английскому языку и иноязычной культуре.

 

                    Обоснованность выбранной методики

        Среди основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, - проблема низкого уровня межкультурной компетенции (МК) личности.

 Одной из задач современного образования в такой ситуации становится обучение детей навыкам и умениям общения с представителями иных культур, в процессе которого происходит формирование МК учащихся. 

 В настоящее время обучение иноязычной культуре состоит из трёх компонентов:

     -знания о культуре,

     -умения вести себя адекватно носителям языка

     -умения сопоставлять родную и изучаемую культуры

       Поскольку МК – это деятельность, в ходе которой происходит познание изучаемой и родной культур, то и процесс её формирования должен происходить в ходе взаимодействия представителей двух познающих культур.

       Мы считаем, уровень межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, если в педагогическом процессе:


     • организовывать общение с зарубежными сверстниками посредством телекоммуникаций;
    • учащиеся будут активно изучать и сопоставлять родную и иноязычную культуры;


    • учащиеся будут вовлечены в коммуникацию с иностранными сверстниками, выполняя совместную учебно-познавательную творческую деятельность в рамках телекоммуникационных проектов.

     С методической точки зрения, преимуществом использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку является:

       -значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя языка, и общение ведётся в реальной ситуации;

     -существенное развитие языковых навыков и словарного запаса, т.к. ученики максимально вовлечены в общение с аутентичной целью;

     -более полное и глубокое восприятие культуры страны изучаемого языка, т.к. об обычаях и традициях рассказывают сами жители этой страны;

     -развитие навыков работы с компьютером, преодоление барьера дискомфорта и неуверенности в общении с ним.

-значительно повышается мотивация учеников к изучению иностранного языка.

                    Сущность исследования

    Анализ международных телекоммуникационных проектов и наш опыт работы в таких проектах позволяет сформулировать основные требования к телекоммуникационному проекту, в ходе которого происходит формирование МК учащихся.

   Требования, соблюдение которых значительно повышает эффективность общения при осуществлении международных телекоммуникационных проектов и способствует формированию межкультурной компетенции его участников, мы определили как:

 

         Требования к участникам проекта.

   Учащиеся должны:

       - быть примерно одного возраста, иметь какие-либо общие интересы,

       -   владеть навыками работы на компьютере (минимальные - знать   клавиатуру и принципы работы в форуме, более высокие - создание веб-страниц, общение в режиме реального времени и т.д.),

       - иметь  первоначальные навыки общения в телекоммуникационной среде ( знать нормы сетевого этикета, нетикета),

        - иметь примерно одинаковый уровень владения иноязычной речевой деятельностью  при общении в режиме реального времени.

 

           Требования к  общению.

      Учащимся необходимо:

         - знать и использовать нормы социального взаимодействия, особенности выражения своих мыслей и эмоций средствами изучаемого языка,

-установить эмоциональный межличностный контакт,

    -использовать невербальные, т.е. графические средства выражения эмоций в электронной среде,

 - демонстрировать заинтересованность,

 -обращаться к партнёру с вопросами, отвечать на вопросы,

 - использовать полученную от партнёра информацию в своих сообщениях.

       -  с уважением относиться к  партнёрам и к изучаемой культуре,

- ответственно и своевременно  контактировать с партнёрами и выполнять задания проекта,

  -после окончания проекта обязательно провести рефлексию участников в форме эссе, веб-сайта, рассказа и т.п.

 

        Требования к заданиям проекта.

      - должны отражать особенности изучаемой культуры,

      -формулировка задания должна стимулировать участников сравнивать культуры, приводить к выводу об их уникальности и многообразии,

      - должны иметь чёткую формулировку цели и сути заданий для участников,

      - должны способствовать движению партнёров к единой цели при осуществлении проекта,

     -установить в заданиях связь между языком, мышлением и культурой.


      Телекоммуникационные проекты, соответствующие этим требованиям, обеспечивают создание учебного культурного пространства и являются средством межкультурного обучения иностранным языкам путем:

        -постановки проблемы

        -самостоятельного поиска информации

        -нахождения конструктивного решения

        -получения конечного результата.

 

   Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.

 

   Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты и т.д. обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

    Когда в ходе проектной деятельности обсуждаются актуальные вопросы современной жизни, происходит развитие языковых и культурологических знаний, участники получают возможность самовыражения и открытия новых культурных смыслов в себе и партнёре.

    Дискуссии в традиционной обучающей  среде с одноклассниками способствуют развитию навыков устной речи,  формированию и развитию культурных понятий и ценностей, воспринятых в ходе общения с партнёром, представляющим другую культуру. Все это способствует более глубокому осмыслению, а иногда и переосмыслению своих национальных и личных культурных ценностей.

 

 

          Длительность апробации.

 

     Применение указанных выше технологий автор осуществляет на протяжении 14 лет. За этот период неоднократно выступала на педсоветах в школе, на заседаниях методобъединения учителей  иностранного языка  школы №38 и города, давала открытые уроки. Опыт автора используют учителя  английского языка и  учителя начальной школы, которые  внедряют метод проектов  в урочную и воспитательную деятельность,  а также присоединились к работе в некоторых телекоммуникационных проектах.

    Однако работа в телекоммуникационных проектах имеет  некоторые сложности.

   Во-первых,  загруженность школьного кабинета информатики и ограниченный доступ к сети Интернет.  Однако можно  работать с домашнего компьютера,  пользоваться услугами Интернет центра городской    детской библиотеки  или Интернет кафе.

   Во–вторых,  недостаточные компьютерные навыки учащихся и педагогов. Но работа в проекте как  раз и будет способствовать совершенствованию  этих навыков.

 

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу)

 

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Н.П.Дементiєвська, Н.В.Морзе. Телекомунікаційні проекти. Стан та перспективи//Комп’ютер в школі та сім’ї.-1999.-№4,-С.12-19

2.     Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Издательский центр "Академия", 2001.-272с.

3.     Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

4.     Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения// http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.htm Страница посещена 18.02.2014г.

 


 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции

С методической точки зрения, преимуществом использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку является: -значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя…

С методической точки зрения, преимуществом использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку является: -значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя…

Учащимся необходимо: - знать и использовать нормы социального взаимодействия, особенности выражения своих мыслей и эмоций средствами изучаемого языка, -установить эмоциональный межличностный контакт, -использовать невербальные, т

Учащимся необходимо: - знать и использовать нормы социального взаимодействия, особенности выражения своих мыслей и эмоций средствами изучаемого языка, -установить эмоциональный межличностный контакт, -использовать невербальные, т

Дискуссии в традиционной обучающей среде с одноклассниками способствуют развитию навыков устной речи, формированию и развитию культурных понятий и ценностей, воспринятых в ходе общения с партнёром,…

Дискуссии в традиционной обучающей среде с одноклассниками способствуют развитию навыков устной речи, формированию и развитию культурных понятий и ценностей, воспринятых в ходе общения с партнёром,…

Доклад по теме: "Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции "

Доклад  по теме: "Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020