Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Царёво-Займищенская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Доклад
по теме:
«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Подготовила: Шестерикова Наталья Николаевна
2018 год
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие, как:
1. Собственное развитие в процессе учения;
2. Действие вместе с другими и для других;
3. Познание нового, неизвестного.
4. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
5. Процесс учения как возможность общения,
6. Похвала от значимых лиц;
7. Учеба как вынужденное поведение;
8. Процесс учебы как привычное функционирование;
9. Учеба ради лидерства и престижа;
10. Стремление оказаться в центре внимания,
11. Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:
· увлеченное преподавание,
· новизна учебного материала,
· историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие, внесшими вклад в развитие математики;
· показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
· использование новых и нетрадиционных форм обучения,
· чередования форм и методов обучения,
· проблемное обучение, эвристическое;
· обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах),
· тестирование знаний, умений,
· показ достижений обучаемых,
· создание ситуаций успеха,
· соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
· создание положительного микроклимата в классе,
· доверие к обучаемому,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· Учет возрастных особенностей школьников.
· Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
· Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
· Эмоциональная речь учителя.
· Применение поощрения и порицания.
· Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1. Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно, фронтально, возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила или формулы).
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
2. Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
3. Необычная форма обучения: урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например, «Экспериментальное получение числа p»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов
например, тема «Линейная функция»:
Задание. В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;
2) У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;
3) У = 3, - 1 ≤ х ≤ 1;
4) У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно называется?
Это Кассиопе́я. Историческая справка.
4. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. (большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
5. Лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
6. Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии и алгебры в старших классах при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
7. Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5–7 классах);
8. Дифференцированные задания на уроках и на дом.
9. Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем)
10. Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того, использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
ВЫВОД: таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более серьезно относиться к обучению математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.