Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска
Доклад по теме
«Социально-педагогические причины отклонений в нравственном поведении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Воспитание и развитие нравственных качеств через различные виды деятельности».
Подготовила
Классный руководитель
Горбатенкова М.В.
Курск, 2024 г.
В процессе
развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.
Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так
и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное
учреждение, семья и педагоги.
На сегодняшний день, в области педагогики
нет четкого определения для понятия «нравственного воспитания». В переводе с
латинского языка слово «нрав» является синонимом морали. Нравственное
воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его
методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее
моральный облик.
Основными показателями того, что в человеке
развит высокий уровень нравственности является его поведение, убеждения,
моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к
знакомым и незнакомым людям
Период
дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного
развития ребенка. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает
общественные нормы и образцы нравственного поведения. Подражая родителям,
ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне
семьи. Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный
возрастной период. Внимательное и ответственное отношение родителей к
своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее
интенсивно и продолжительно. Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим
нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению
себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя
моральным правилам.
Чтобы нравственное воспитание детей было
наиболее успешно, необходимо учесть следующие условия: 1) обучение нравственным
нормам должно быть на высоком уровне; 2) необходимо учитывать уровень
развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться
планомерно; 4) объединенное требование общественности, семьи и школы; 5) должны
учитываться индивидуальные, а также возрастные характеристики детей.
Каким образом можно корректировать
поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего,
нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это: семья,
окружающая среда, самооценка. Рассмотрим каждый фактор по отдельности.
То, что ребёнок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся
значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для
ребёнка.
Педагогу необходимо не только учитывать
факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные
ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень
важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными
с убеждениями педагога. Для успешного формирования нравственных качеств
и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо
взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных
вопросов, но и задач воспитания.
Окружающая среда неотъемлемо влияет на
личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы,
пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно,
исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках
и городах, где ограничена и территория, и контингент общения.
Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету,
например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним
питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование
и т. д. Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть
времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.
Самооценка является важнейшим регулятором
деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника,
стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная
самооценка. Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры
в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так
плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит
оправданием для отрицательных поступков. В работе с такими детьми
необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной
педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети
с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что
их модель поведения является самой правильной. В данной ситуации учащихся
можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы
эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.
Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо выстраивать свою воспитательную работу с учащимися.
Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников.
1. Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль;
2. Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами;
3. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школ;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи.
При этом важно
объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила,
которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может
считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи
и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки
зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.
Литература:
1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения: 24.02.2014 г.)
2. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349 с.
3.
Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата
обращения: 24.02.2014 г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.