Доклад по теме «Социально-педагогические причины отклонений в нравственном поведении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Воспитание и развитие нравственных качеств через различные виды деятельности».

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад на мо кл рук.docx

Областное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3» г. Курска

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме

 «Социально-педагогические причины отклонений в нравственном поведении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Воспитание и развитие нравственных качеств через различные виды деятельности».

 

 

 

 

 

Подготовила

Классный руководитель

Горбатенкова М.В.

 

 

 

Курск,  2024 г.

    В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги.
     На сегодняшний день, в области педагогики нет четкого определения для понятия «нравственного воспитания». В переводе с латинского языка слово «нрав» является синонимом морали. Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик.
   Основными показателями того, что в человеке развит высокий уровень нравственности является его поведение, убеждения, моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к знакомым и незнакомым людям

     Период дошкольного возраста считается наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает общественные нормы и образцы нравственного поведения. Подражая родителям, ребенок формирует будущую модель нравственного отношения к другим людям вне семьи. Этому способствует его детская открытость и восприимчивость в данный возрастной период.       Внимательное и ответственное отношение родителей к своему поведению должно быть повышенным, так как их влияние на ребенка наиболее интенсивно и продолжительно.    Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.
    Чтобы нравственное воспитание детей было наиболее успешно, необходимо учесть следующие условия: 1) обучение нравственным нормам должно быть на высоком уровне;    2) необходимо учитывать уровень развития детей и педагогов; 3) воспитательная работа должна совершаться планомерно; 4) объединенное требование общественности, семьи и школы; 5) должны учитываться индивидуальные, а также возрастные характеристики детей.

   Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это: семья, окружающая среда, самооценка. Рассмотрим каждый фактор по отдельности.
    То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребёнка.
    Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога. Для успешного формирования нравственных качеств и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных вопросов, но и задач воспитания.
    Окружающая среда неотъемлемо влияет на личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы, пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно, исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках и городах, где ограничена и территория, и контингент общения. Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету, например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование и т. д. Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.
    Самооценка является важнейшим регулятором деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника, стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная самооценка. Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит оправданием для отрицательных поступков. В работе с такими детьми необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что их модель поведения является самой правильной. В данной ситуации учащихся можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.

   Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо выстраивать свою воспитательную работу с учащимися.

            Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников.

 1.  Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль;

2.   Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами;

3.  Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школ;

4.  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

   Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи.

    При этом важно объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила, которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.


Литература:

1.      Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения: 24.02.2014 г.)

2.      Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349 с.

 3.      Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата обращения: 24.02.2014 г.)